РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| театральный экстаз |

Театральный экстаз

«Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Проект «РУСАЛ ФестивАL#Театр» подарил ачинцам «чудо» – спектакль студентов легендарного МХАТа два раза содержал чудо (в названии), один раз вручил «внезапное счастье» и ни разу не разочаровал.

Обыкновенное чудо

«ЧудоЧудоЧеловек» (по Корнею ЧУКОВСКОМУ) – так называлась столичная постановка, которая стала масштабным озарением для восьми городов благодаря совместному проекту РУСАЛа и Фонда Олега ДЕРИПАСКИ «Вольное дело». Ачинск оказался в числе этих городов.
Гастрольный тур для молодых студентов школы-студии МХАТ стал «пробой пера» именно в выездном режиме, а для зрителей – уникальной возможностью почувствовать современный театр на фундаменте великих традиций ведущих столичных подмостков. Мурманская, Свердловская, Кемеровская, Иркутская области, республика Хакасия и Красноярский край – такова география гастролей молодых талантов.

Перед спектаклем мы пообщались с наследниками гениальных традиций: актёрами Алёной МИТРОШИНОЙ, Даниилом ФЕОФАНОВЫМ, Дмитрием СУМИНЫМ и Дарьей АНТОНЮК (студентка школы-студии стала победительницей пятого сезона шоу «Голос»). Возглавляет группу педагог-режиссёр Илья БОЧАРНИКОВС. 

– Ректор школы-студии МХАТ Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ в одном из недавних интервью обозначил сложность работы во МХАТе, назвав его «местом, намоленным великими людьми». Ощущаете ли вы эту ответственность? Чем живет сейчас «намоленное место», какие секреты мастерства вы можете озвучить и что там происходит?

Илья БОЧАРНИКОВС (улыбается):

– Сейчас там выпуск: как раз сегодня курс Евгения ПИСАРЕВА получает дипломы. Атмосфера действительно особенная. У нас блестящая история и наша цель – сохранить то, что было заложено, и развивать это, двигаясь к современному театру. Мы выпускаем студентов, которые становятся артистами – им работать в современном театре. У нас две главные задачи: сохранить то, что было до нас, и вместе двигаться дальше.

– В современном театре, как признают профессионалы, основная проблема в том, что форма подчас преобладает над содержанием. Как вы с этим боретесь?

Дмитрий СУМИН и Даниил ФЕОФАНОВ:

– Форма не победит содержание, мы не допустим этого (смеются). По крайней мере, попытаемся. Действительно, вы правы, в последние годы это стало насущной бедой. Но складывается впечатление, что в настоящее время наступает пресыщение голой формой. Мы работаем с ассоциациями, у нас и каждый музыкальный инструмент – это метафора. Для кого-то это стихотворение, для кого-то – слово. Мы рассказываем про главное – про людей, про человеческие отношения. У нашего курса (четвёртый курс школы-студии Игоря ЗОЛОТОВИЦКОГО и Сергея ЗЕМЦОВА. – Ред.) в центре повествования – человек.

Дарья АНТОНЮК:

– В любом случае всё зависит от решения режиссёра. Мы рассказываем о Корнее Ивановиче прежде всего как о человеке, чтобы его знали не только как автора детских произведений. В сопровождении музыкальной композиции – да, но это скорее не отдельное исполнение, а интерпретация его творений. Не буду раскрывать карты, скажу лишь, что воплощать через музыку и поэзию творчество ЧУКОВСКОГО – это здорово. Он был человеком-оркестром.

Спектакль вне возраста
Молодые мастера, у каждого из которых заметная харизма, почерк-наследие великих корифеев МХАТа, предстают перед зрителем не застывшими, а живыми, подвижными. И дело не только в очевидной физической молодости; вероятно, это люди, которые никогда не вырастут, как и все гениальные творцы. Наверное, поэтому и их ЧУКОВСКИЙ, проживший почти 90 лет, оказался (и остался), как и задумывалось в постановке, ребёнком. И публика на глазах заражается этим «детством». Такое я видела только в красноярском ТЮЗе на спектакле «АлиSа» по произведению Льюиса КЭРРОЛЛА, когда зрители от пяти до семидесяти лет играли с актёрами в огромный надувной шар, вскрикивали от восторга, когда героиня летала над партером, а заяц самозабвенно играл в футбол. Юные МХАТовцы делятся, что на их спектаклях из зала частенько раздаются реплики «о, класс!» или начинается скандирование «мо-лод-цы!».

Прорваться к высотам, как признаются молодые люди, нелегко. Естественно, у ачинских журналистов не могло не возникнуть вопросов к Дарье АНТОНЮК, известной телеманам и поклонникам «Голоса». Она поделилась, что «путь к звёздам» традиционно сложен, многие творческие люди рвутся в Москву, чтобы покорить её, но удается это, конечно же, не всем. Режиссёр Илья БОЧАРНИКОВС привёл ремарку: в прошлом году конкурс на актёрский факультет МХАТа составлял минимум три тысячи человек на место! Молодой МХАТовец прокомментировал:

– Из нас мало кто коренные москвичи. Мы отовсюду: из Ростова, Воронежа, Волгограда… Надо идти к тому, чего хочется по-настоящему, а дальше – по ситуации. Вера в себя, в то, что в конце всё будет хорошо, несмотря ни на что, – вот главное.
По словам четверокурсников, зрители дают им очень много. В столице более искушенный зритель, многие следят за развитием студентов, начиная с первого курса. За МКАД – это шанс показать себя публике, не знакомой с начинающими звёздами. И, конечно, как пошутил серьёзный с виду, но обладающий замечательным чувством юмора Даниил ФЕОФАНОВ, возможность ответить друзьям по телефону: «Извини, не могу сейчас говорить: я на гастролях».

ЧУКОВСКИЙ forever

Увидеть МХАТ воочию – это уникальная возможность для всех россиян за Уралом. Спикеры, представитель Фонда «Вольное дело» Евгений БЕЛЯЕВ и директор по персоналу АГК Максим РУМЯНЦЕВ подчеркнули, что «Вольное дело» сотрудничает с компанией РУСАЛ более 13 лет. Взаимодействие включает комплексную программу (стипендиальную помощь, поддержку материально-технической базы, совместные образовательно-просветительские проекты, прослушивание талантливой молодёжи и, конечно, гастрольный тур «Молодой МХАТ России»). В этом году РУСАЛ расширил границы праздника.

Театральный фестиваль – ярчайшее событие в нашем городе. Спектакль из экзамена по сценической речи, как он задумывался в школе-студии режиссёром Мариной ДРОВОСЕКОВОЙ, превратился в замечательную историю-очерк. Абсолютно логично, что это стало самостоятельной постановкой, одна половина которой – собственно тексты Корнея ЧУКОВСКОГО, а вторая… – сам ЧУКОВСКИЙ. Его воспоминания, автобиография, переписка, в том числе с загадочным респондентом Соней (которая оказалась потом литератором Романом ГРИНБЕРГОМ. – Ред.), – всё это сплелось в филигранно выстроенное полотно. Оно разыграно как по нотам, где пластика молодого подвижного тела превращается в мастерство ритма, слуха, вдохновения и хорошего театрального расчёта. Ребята исследовали и трепетно воспроизвели биографию ЧУКОВСКОГО, которого мало кто знает как блестящего переводчика, литературоведа, лингвиста, редактора.

Работа над «человеком-оркестром» стала грандиозным открытием. «Молодой МХАТ» уже окрестили «будущими гениями театра и кино» и предрекли им талантливую судьбу.

«Сегодня я испытал внезапное счастье…»
Отрывки из «ЧудоЧудоЧеловека», которые мы не могли не включить в материал в силу их особой афористичности:
***
«Всегда деликатно пытался подладиться под характер ребёнка. В старости признался про своих детей: „Любил, но был суров“. Нежности в семье не признавалось. Никаких поцелуев – максимум кивок головой, рукопожатие. Каждую секунду готов был расхохотаться, как ребёнок: мальчишка 84 лет… Его радовал новый забор, заразительный смех, котёнок…»
***
«На соседской даче у Аркадия РАЙКИНА растёт удивительный мальчик… Костя РАЙКИН – артистическая натура: ни грамма пошлости… Каждый вечер бегу к нему, как на любовное свидание…»
***
«Приятно узнавать от детей, что у лысых голова „босиком“, а от мятных конфет во рту сквознячок. Что муж у стрекозы – стрекозёл, а женщина-дворник – дворняжка».

Говорят дети
«А из замужа обратно выйти можно?»
«Мама сердится, но быстро удобряется».
«У нас бабушка в деревне всех петухов зарезала. Пусть теперь сама яйца несёт».
«Там поехал покойник, а за ним – большая очередь».
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017