для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «до и после» славы |

Инфаркт на сцене, тайный любовник и главная встреча: красноярцам рассказали о жизни «До и после» славы

Newslab.ru, 17.09.2018
В рамках фестиваля «Территория. Красноярск» за минувшую неделю прошли сразу несколько эксклюзивных для города театральных постановок, каждая из которых удивила зрителя по-своему. И будто на самое «сладкое» организаторы приготовили спектакль «До и после». Это документальный проект о пожилых артистах и работниках театра, для которых он стал больше, чем сама жизнь.

Премьера спектакля «До и после» Мастерской Дмитрия Брусникина состоялась в 2016 году и стала одним из главных событий XI фестиваля-школы современного искусства «Территория». Молодые актеры, студенты Школы-студии МХАТ несколько месяцев навещали пожилых деятелей театра старше 70 лет, помогали им по дому и узнавали ближе из разговоров. Так получились 15 живых историй, пропущенных через призму нового восприятия актёрства и современную жизнь. Красноярцы познакомились с ними на фестивале «Территория. Красноярск», который проходил в городе с 10 по 16 сентября при поддержке золотодобывающей компании «Полюс».

Спектакль построен на приёме зритель-гость. В музейном центре «Площадь Мира» организаторы с самого начала всех встречали по-домашнему:

Спектакль «До и после» в Красноярске

Далее зрителей провожают в зал, где вместо декораций несколько небольших «квартир» — фанерных домиков с дверьми и настоящими звонками. А внутри живут пожилые артисты и работники театра.
Про птенцов, узкую талию и бунтарское детство

Нина Тирская — заслуженная артистка, солистка театра Оперетты в Магадане (ее играла студентка Школы-студии МХАТ Ясмина Омерович) — встречает гостей с особой напористостью. Энергия бьёт из актрисы ключом, она рассказывает о том, как росла пацанкой, лазила по деревьям, держала птенца вместо игрушки и вдобавок ко всему чудесно пела, так чудесно, что срывала школьные уроки и злила этим преподавателя.

Артистка несколько раз подмечает, что никогда не считала себя красивой, была даже «страшненькой, но хитренькой» — знала, как выгодно себя подать. Надеть каблук повыше, чтобы талия казалась уже на фоне плеч, накрутить волосы «на тряпочки», чтобы сделать кудри.

В конце встречи Нина Тирская делится с гостями, что буквально недавно решила посадить во дворе липы, «ведь деревья живут дольше людей и оставляют за собой память», но они не прижились. Артистка скончалась в 2017 году.

Настоящее удовольствие — наблюдать за семейными парами артистов. Андрей Майоров (в его образе выступил Богдан Кибалюк), который всю жизнь прослужил в Театре Российской армии, и его супруга, артистка Москонцерта Марина Смирнова (ее играла Эва Мильграм), радушно встречают гостей в своей квартире. Немного препираются друг с другом и рассказывают истории про авантюрное знакомство, про то, что быть актёром — не мёд, всё решает случай:

«Я считаю, что артистам нельзя научиться. Это всё зависит именно от вас. От вас и от удачи. Удача — это колоссальная вещь. Как начнёте, так и пойдёт. Я вам не завидую, надо сказать», — сурово подмечает молодой актёр от лица заслуженного артиста Российской Федерации. 

Андрей Майоров всегда играл самоотверженно, как он говорит, «сердцем», даже получил инфаркт прямо на сцене. Сейчас плохо ходит. 

Его супруга просит не смущать молодых заранее, ведь к ним судьба может быть благосклонней. От себя добавляет, что стареть гораздо страшнее, чем потерпеть неудачу в карьере. Когда болезни подступают, когда ещё хочется посмотреть мир, что-то успеть сделать, а пенсии хватает лишь на то, чтобы «один раз за лето съездить на ту сторону бульвара»:

«Мы все обременены в любом возрасте, всю жизнь терпим. Напрасно думают, что старикам ничего не нужно, им очень много нужно. Вот всё, что у нас есть — это мы, живём вместе, любим друг друга», — добавляет Марина Смирнова.

Про парики и тайного любовника

В соседней «квартире» живёт утончённая Татьяна Муратова, сейчас ей уже 85 лет (ее роль исполнила Яна Зобкова). Почти всю свою жизнь она проработала в пошивочном цехе московского Театра оперетты. С порога дама встречает гостей фразой: «Знаете, я когда в санатории езжу, сразу говорю своим соседкам — вы отдельно, я отдельно. Не нужно мне это — про их болезни выслушивать».

Женщина в элегантном костюме и в украшениях рассказывает, что театра создан, чтобы люди смотрели красоту. Татьяна делится историями, как на своём веку повидала множество известных людей, попадала в курьёзные случаи, наскоро штопала Леонтьеву кожаные брюки, видела, как звёзды прячут настоящие волосы под парики.

Много лет назад ей поставили инвалидность, пришлось расстаться с театром:

«С мужем мы развелись давно, детей у нас не было. Доктор сказал, что мне нужно завести собаку, а лучше мужчину. Я завела и то, и другое», — Татьяна не стесняясь рассказывает молодёжи, что уже много лет состоит в любовной связи с женатым мужчиной.

Каждому зрителю хотелось заглянуть во все квартиры и поговорить с каждым актёром, но время спектакля позволяет познакомиться лишь с частью историй. И этого достаточно для новых размышлений. 

Истины от опытных артистов:

жить нужно по-честному;
лучше ничего и ни у кого не просить;
важно уважать чувства других, никогда не терять самообладания;
найти для себя самое ценное и не бояться рисковать ради мечты.

Следуя этим принципам, есть шанс оставить после себя след в сердцах других людей. Но самый главный совет всем дают ещё в начале спектакля: «не торопитесь, вы можете самую главную встречу пропустить».

Анастасия Щепетова