РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| вся жизнь в искусстве |

Вся жизнь в искусстве

КультМск, 10.02.2017
Ольга Завалишина

Дмитрий Брусникин продолжает исследовать документальный театр. Со своими студентами 2 курса Школы-студии МХАТ он выпустил спектакль «До и после» в Новом пространстве театра Наций. 
«До и после» – сложный многоуровневый проект (в том числе и социальный), способный дать возможность почувствовать себя нужными и важными людям, посвятившим свою жизнь сцене. Установить связи между разными поколениями актеров, расширить границы театра и помочь материально фонду «Артист» (все сборы от продаж билетов направляются на поддержку ветеранов сцены).
Не случайно выбрано и название: «до» это молодые студенты-брусникинцы, которые только ступают на свой творческий путь, они еще не совсем артисты, ученики, недавно оперившиеся птенцы, рвущиеся в бой и готовые с минуты на минуту расправить крылья. «После» — настоящие труженики актерского ремесла, которым увы не удалось стать легендами сцены, но которые искренни отдавались служению театру на протяжении всей своей длинной и временами очень сложной жизни.
Спектакль начинается не совсем привычно для московского зрителя, актеры приглашают всех в небольшую комнату в Новом пространстве театра Наций, где в песенной форме рассказывают о правилах и предстоящем «путешествии» по спектаклю. Зрители превращаются в гостей, которые могут заглянуть в дома к ветеранам сцены.
На втором этаже Нового пространства расположены деревянные квадратные домики, без окон, но с дверями. У входа в каждый дом, как в старой коммуналке, расположены звонки с подписанными именами и фамилиями, над дверью маленькая лампочка. Когда она загорается синими цветом, любой зритель может нажать на кнопку звонка (смотритель любезно подскажет, кто из хозяев сейчас в доме и готов принять гостей) и отправится в путешествие по закоулкам чужой памяти.
Действие спектакля заполняет все пространство, оно идет сразу и во всех домах-кубах, и за их пределами. Посреди просторной комнаты (в которой тоже есть 3 «дома») расположен длинный стол. Смотрители внимательно следят, чтобы он всегда был накрыт для гостей. Зрителей угощают горячим чаем, разливая его из белых эмалированных чайников, и аппетитными пирогами с неведомой фруктовой начинкой.
Можно «ходить по домам», можно просто стоять в центре помещения и слушать, раздающиеся со всех сторон голоса, можно пить чай и наслаждаться домашней атмосферой. Каждый зритель увидит свой индивидуальный спектакль. У каждого сложится (или не сложится) своя история. 
Актеры мастерской Дмитрия Брусникина трепетно отнеслись к материалу, с которым работали. Спектакль в жанре вербатим всегда требует некой чуткости и осторожности.
Текст представляет собой воспоминания, бережно собранные студентами Школы-студии МХАТ. В течение всего подготовительного периода молодые актеры приезжали к подопечным фонда «Артист», беседовали на разные темы, фиксировали не только текст, но и мимику, жесты, настроение. Из собранного материала Михаил Дурненков сделал документальную пьесу, состоящую из 15 коротких отрывков. Каждый кусочек – запечатлённый отрезок жизни.
Молодые актеры не просто читают текст, они превращаются в своих «доноров». Появляется совсем не присущая юным мальчикам и девочкам пластика. Взгляд, артикуляция, жесты актеров — всё начинает выдавать преклонный возраст прототипов.
Пространство, созданное Ксенией Перетрухиной, выглядит очень просто, но в этой простоте есть какие-то теплота и красота. Необработанное светлое дерево, мягкий приглушенный свет, эмалированные белые чайники – все это создает ощущение некого дачного дома, в котором живут бабушка с дедушкой.
В конце спектакля, когда все зрители собираются в просторной комнате, молодые актеры по очереди встают на стул, держа в руках огромные черно-белые портреты пожилых деятелей искусства. Они замирают на секунды, давая возможность залу вглядеться в морщинистые лица, посмотреть в глаза пожилых людей, которые всю жизнь преданно служили театру, хоть и не были обласканы славой. Кто-то аплодирует, кто-то молча замирает, кто-то сдерживает слезы. Одно можно сказать точно, спектакль «До и После» никого не оставляет равнодушным.
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017