РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| фолкнер. тишина |

3-й актерский курс, мастерская Виктора Рыжакова

Режиссер Виктор Рыжаков
Художник Ольга Никитина
Исполняют: Степан Азарян, Леонид Булдаков, Роман Васильев, Кирилл Власов, Артём Дубра, Алексей Ермошкин, Дарья Жовнер, Алексей Каманин, Александр Метелкин, Сергей Новосад, Ирина Обручкова, Рональд Пелин, Алевтина Тукан, Варвара Феофанова, Джордан Фрай, Сергей Шадрин, Варвара Шмыкова, Никита Юськов

Роман Уильяма Фолкнера «Звук и ярость» (“The Sound and the Fury”) опередил свое время, расширив границы литературы как вида искусства. Виктор Рыжаков и его студенты вслед за Автором попытались воспроизвести этот великий «поток сознания» так, чтобы текст Фолкнера был услышан сегодня. Вслед за автором, создавая свои «потоки», додумывая – стараясь понять. Спектакль состоит из трех частей – без антракта. Одни и те же события романа могут разыгрываться разными актерами несколько раз. Расположение эпизодов не соответствует жизненной хронологии персонажей. Как в романе Фолкнера, читатель постоянно сталкивается со смешением временных пластов, с неожиданными переходами от настоящего к воспоминанию и обратно, так и зрителю спектакля нужно смириться с тем, что о событиях, разделенных многими годами, мы узнаём из двух соседних фрагментов, а затем перескакиваем в третий временной срез. Порой артисты снимают маски своих персонажей и вступают в прямой диалог со зрителем, задаваясь здесь и сейчас вопросами, на которые натолкнул их Фолкнер и сама работа над спектаклем.

Виктор Рыжаков: «Это история „про нас“, про людей, оглушённых шумом и яростью времени, которые разучились слышать тишину, в которой только и может рождаться любовь и духовное откровение. Это история про наше вырождение, про ту потерянную способность любить, про чувство, без которого больше не может функционировать этот долбаный и перевёрнутый нами мир.  Если вы начнёте читать роман, то без путеводителя вам непросто его будет осилить. Структура текста принципиально усложнена. Фолкнер как будто намеренно запутывает нас, переплетает в четырёх частях своего многоярусного текста всех героев в разные сюжетные и временные линии, пересекая и монтируя их судьбы в разных временах и местах действия. И было бы непростительным упрощением выделить только одну какую-то линию или судьбу. Мы искали возможность и способы сохранить эти особенности построения романа: отсюда артисты играют по несколько ролей, сменяя друг друга, переплетая героев, время и место действия в один общий бурлящий поток.»

«Спектакль „Фолкнер. Тишина“ представляет собой новое прочтение истории распада семьи Компсонов. Роли хаотично переходят от одного актёра к другому, монологи проговариваются резко и быстро, а разрушение четвёртой стены, то есть прямое обращение актёров к аудитории, происходит настолько часто, что зрители под конец спектакля перестают чувствовать грань между сценой и залом. Актёр Александр Метёлкин, исполнивший несколько основных ролей в спектакле, отметил, что „главной целью их постановки было не сделать текст известного, но сложного для восприятия писателя понятным для зрителей, а попасть в атмосферу книги и, возможно, подтолкнуть зрителей к прочтению этого романа“.» (Георгий Лисеев, журнал «Истории и новости»)

Сергей Волков, педагог Школы-студии МХАТ: «Кто хочет улетного действа, сначала и долго вообще без слов, а на ритмах и целой гамме разных звуков, а потом со словами — но иногда лучше бы без них, потому что Фолкнера поди пойми, даже если вчитываешься со своей скоростью, а тут тебе его подают в скорости, которую выбрали актеры, а они молодые, шумные и яростные, хотя и играют „Тишину“, да еще ролями по ходу дела меняются без предупреждения, так что поди пойми, кто тут сейчас кто и кто теперь главный герой — этот или тот? — короче, кто такое любит, тому сюда. Фолкнера не объяснят, наоборот загрузят еще больше. Например, вопросом, а при чем тут вообще Фолкнер. Так что перечитывать или читать по первой засядешь точно. И есть среди них несколько отличных, уже складывающихся актеров, которые сделали несколько отличных если не ролей, то выходов, сцен, монологов.»

Фото Дмитрия Мороза; Продолжительность: 1 час 50 минут.
Пресса
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
Ученица МХАТа рассказала об измене, Истории и новости, 26.10.2014