для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| смех и слезы мольера |

Смех и слезы Мольера

Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Новый театральный сезон обещает много интересного. На афишах все чаще появляются названия спектаклей, отмеченных яркими актерскими удачами, смелыми творческими поисками режиссеров. В их числе — премьера Художественного театра «Тартюф» Ж. -Б. Мольера в постановке А. Эфроса.
В памяти старых театралов еще живет прежний легендарный спектакль — творческое завещание К. С. Станиславского. его последняя работа, завершенная учениками.
Новый «Тартюф» в чем-то перекликается с заветами великого режиссера, обогащая наши представления о комедии, увлекая стремительными ритмами, подлинной театральностью. Здесь все весело, озорно, непринужденно.
На сцене нет быта. На фоне золотистых тканей нависает неправдоподобно огромная люстра со множеством светильников как воплощение величия и богатства дома. Люстра, играя роль суперзанавеса, поднимается в начале каждого акта и опускается по его окончании. Оформление Д. Крымова, так же, как и костюмы, удивительно созвучно мольеровской комедии и сразу же настраивает зал на мажорное восприятие происходящего.
И, действительно, с первых минут комедийные перипетии закручиваются в вихревом ритме, монологи произносятся на едином дыхании (перевод М. Донского), реплики сверкают, словно скрещивающиеся клинки.
Безмерно ослеплен Оргон А. Калягина мнимыми достоинствами Тартюфа, решительно отвергая все доводы, все подозрения домочадцев. Переполненный собственным великодушием, он отдает Тартюфу все — дочь, имущество, деньги. А став очевидцем его лицемерия и предательства, впадает в столь неистовый приступ бешенства, что готов сокрушить, уничтожить все вокруг.
К. С. Станиславский говорил на репетициях «Тартюфа»: «Ритм должен ощущаться в глазах… жить в актере и когда он говорит, и когда молчит». Это в полной мере относится к Оргону Калягина, к его темпераменту, необычайной выразительности.
Оргон — главный в этом спектакле, от него исходят, пульсируют нервные точки, которые передаются другим — прежде всего Дорине Н. Гуляевой.
Она живет всеми событиями в доме, первой распознает в Тартюфе его истинную сущность, оказываясь умней, активней хозяев, и, не боясь, открыто высказывает свое возмущение. Монологи Дорины сложны — в страстном порыве обличения надо передать все оттенки стихотворной речи. И надо отдать должное актрисе — она делает это мастерски.
Олицетворением благородной сдержанности, изящества, изысканных манер предстает Эльмира — А. Вертинская. Ее волнение, беспокойство не проявляются так открыто, как у других. 
Все, что говорит и делает Эльмира, исполнено тонкой иронии, грации. И только, когда в увлечении игрой, специально задуманной ею для изобличения Тартюфа, она оказывается в объятиях обманщика, нежный голосок начинает звенеть горестной мольбой о помощи, нервно стучит кулачок в перекладину стола, вызывая мужа. В дорогом, редком и совершенно новом для себя качестве явилась актриса в этой роли.
Ну, а Тартюф — воплощение всех пороков, классический образ лицемера, ханжи, труса и закоренелого негодяя — каким он предстает в спектакле? С. Любшин из всей палитры красок. характеризующих его героя, выбрал, пожалуй, лишь одну — сластолюбие. 
В спектакле единый актерский ансамбль, для характеристики каждого персонажа найдены точные, выразительные краски. Госпожа Пернель — А. Степанова высокомерна, строга и упряма, до последней минуты убеждена в святости, непогрешимости Тартюфа, его разоблачение воспринимает как крах всей жизни, ее привычных устоев. Клеант (Ю. Богатырев) — этот всегдашний скучный резонер, изливающий свой здравый смысл в длиннющих монологах. неожиданно обрел ироничную, пародийную окраску. В приливе красноречия он говорит взахлеб, не в силах остановиться, уже не слыша самого себя. И эффект получился ошеломляющий: буквально каждую тираду Клеанта Богатырева зал награждает громом аплодисментов,
Непривычно выглядят и молодые влюбленные — Мариана (Е. Королева) и Валер (Б. Дьяченко). Не слышно их резкого, звонкого протеста, впрочем, сами они не так наивны и бесхитростны, давно искушены в житейских делах, знают цену отцовскому наследству.
Можно спорить, не притупилось ли сатирическое жало Мольера от столь яростного напора яркой зрелищности, театральности, буффонной искрометности спектакля? Можно спорить… Но эти мысли появляются уже потом, при трезвом раздумье над увиденным. А на спектакле трудно противостоять, не поддаваться обаянию безудержной остроумной режиссерской фантазии. Здесь все в движении, здесь царит дух радостной мольеровской импровизации. 
И зал, благодарный за подаренный ему истинный праздник театра, отзывается на каждую режиссерскую находку, актерскую удачу дружным взрывом смеха, взрывом аплодисментов. На этом спектакле как-то особенно ощущаешь, насколько истосковался зритель по настоящей комедии, яркой зрелищности, подлинной театральности.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета