для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| всего четыре часа? |

Всего четыре часа?

Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
С небольшой станции Куманево, расположеной на магистрали Владивосток — Москва, в областной центр Елино, до которого четыре часа, отправляется поезд. Обычный состав, тысячи таких движутся в разные концы нашей страны. Обычный вагон, обычные пассажиры, обычные купе. В одном из них возвращаются члены комиссии облисполкома, ездившие на сдачу хлебозавода и не принявшие его. А в соседнем с ними купе расположились Шиндин, Малисов, Алла — сотрудники СМУ «Сельхозстрой», строившие этот объект. Они едут, чтобы акт все-таки был подписан…
Так начинается новая постановкк Московского Художественного театра «Мы, нижеподписавшиеся?» по пьесе А. Гельмана, осуществленная режиссерами О. Ефремовым и Е. Радомысленским. 
Автор определил жанр пьесы как комедию. Она действительно начинается почти водевильно. Главный диспетчер СМУ Леня Шиндин представляет свою жену Аллу как просто сослуживицу, объявляет день поездки днем ее рождения, хитроумно затевает конфликт с проводником, вовлекает в него едущих в соседнем купе и добивается совместного празднования лже-именин. Шиндин выступает в этот момент как эдакий современный Остап Бендер, типичный «толкач», пробивной человек, посланный начальством во что бы то ни стало подписать акт. Так его и воспринимают члены комиссии. Вот почему до предела возмущен руководитель ее, в прошлом военный юрист, Девятов. Полностью согласна с ним его коллега Виолетта Матвеевна. И только третий член комиссии — Семенов — не находит ничего предосудительного в поведении Шиндина. Семенов — этакий рубаха-парень, свой в доску. Он все понимает: и про квартальный план, и про отчетность, и про премии. 
А. Гельман — автор «Заседания парткома» и «Обратной связи» — продолжает в новой пьесе исследование нравственных проблем. Необычность драматургического хода в «Мы, нижеподписавшиеся» заключается в том, что главный конфликт дан отраженно. Мы не видим ни начальника СМУ Егорова, ни возглавляющего трест Грижилюка. Но настолько ярко и выразительно, порой просто яростно происходит столкновение их сторонников, что зритель остро ощущает два диаметрально противоположных отношения к жизни.
Не дома, а показатели, по выражению Шиндина, строит Грижилюк, лишь о показном благополучии заботится этот человек. Ему все равно, что никому в сельской местности не нужны девятиэтажные дома, но зато ими можно прекрасно отчитаться перед вышестоящей инстанцией.
Совсем иначе относится к делу Егоров, сменивший Грижилюка на посту начальника СМУ. Его главная забота — люди. Его цель — строить дома, в которых людям жилось бы удобно и хорошо. Он отрицает и отвергает методы Грижилюка, не идет ни на какие сделки с совестью. Воистину эти люди никогда не смогут договориться между собой.
Шиндин (А. Калягин), предстающий в начале ловчилой, преображается —на наших глазах в человека думающего, порой излишне самокритичного, болеющего за судьбу очень нужного дела. Артист достигает подлинно драматических высот, показывая это преображение. Шиндину удается добиться разговора с Девятовым после разоблачения обмана с днем рождения. Девятов (Е. Евстигнеев) прямолинеен, принципиален, по-военному четок. Он убежден, что нельзя принимать объект, который хотя и действует, но требует доделок. Как же глубоко актеру надо верить в логику персонажа, чтобы оправдать совершенно невозможный для этого характера поступок — Девятов подписывает чистые листы (ведь Шиндин акты уничтожил). С точки зрения прежнего Девятова, это действительно невозможно, с точки зрения нынешнего Девятова, только так и следует поступать. Он вдруг понимает, что его принципиальность используют, словно пешку: «Когда не нужна, ее выключают, когда потребовалась, включают». Он вдруг понимает, почему заместитель председателя облисполкома Иван Иванович (еще один персонаж, не появляющийся на сцене, но тем не менее живо встающий перед зрителем) задержал его уход в отпуск и назначил в эту комиссию. Иван Иванович и Грижилюк — давние друзья, оба отлично знали, отдавая приказ, что Егоров не сможет полностью построить хлебозавод за два месяца. Их беспокоит не хлебозавод. Им нужен повод, чтобы снять с должности неугодного Егорова, который не приемлет их стиль и методы работы. А ширмой должен был стать непререкаемый авторитет неподкупного Девятова.
Поняв все это, Девятов подписывает чистые листы. Этим он голосует за Егорова, против Грижилюка и ему подобных.
Четыре часа — разве это много? Четыре часа, от исхода которых зависит не просто судьба Егорова, но судьба доброго начинания, исход борьбы с Грижилюком. И этот напряженнейший ритм помогает ощутить оформление спектакля (художник В. Левенталь) — очень точное, лаконичное по выразительным средствам.
Современность мхатовского спектакля не только в том, что драматург, режиссеры и актеры ставят сегодняшние проблемы и выводят на сцену современных людей, втянутых в острый конфликт. Этот конфликт не разрешается в спектакле. Театр, несомненно, мог бы совместно с драматургом дать спектаклю «благополучный» финал. Но задача его не в том, чтобы разрешать подобные проблемы на сцене, а в том, чтобы помочь их разрешению в жизни.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета