для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| две премьеры |

Две премьеры

Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Среди множества спектаклей текущего театрального сезона есть премьеры особые. Это работы, заставляющие постоянно помнить о художниках, их создавших, и в то же время решительно забыть о том, что ты в театре.
К их числу я бы отнесла спектакли МХАТа и Театра сатиры «Мы, нижеподписавшиеся» в постановке главных режиссеров этих коллективов О. Ефремова (совместно с Е. Радомысленским) и В. Плучека.
Новая пьеса А. Гельмана развивает те же проблемы, что подняты им и в других произведениях: как сделать так, чтобы труд создавал не только материальные ценности, но и поднимал цену благородства, бескомпромиссной духовной жизни людей. Однако здесь есть и принципиально иные конфликты, нежели в прежних пьесах. Там речь шла о бескомпромиссной правде в отношениях людей, если они желают построить крепкий материальный фундамент нашего бытия. В пьесе же «Мы, нижеподписавшиеся» главный диспетчер СМУ «Сельхозстрой» Леня Шиндин просит тех, кому надлежит подписать акт о приеме хлебозавода, не обращать внимания на некоторые неполадки: их потом исправят, сейчас важно поддержать хорошего, честного человека — руководителя предприятия. Подобная постановка вопроса была бы попросту невозможна, скажем, в пьесе «Обратная связь», где малейший компромисс, малейшее несоответствие с реальным ходом вещей объявлялись преступлением, ничто — ни люди, ни их судьбы — не принималось в расчет перед логикой правды.
Ныне автор несколько отходит от своего максимализма, от производственного аскетизма, от жестокой безапелляционности. И не случайно меняется жанр пьесы — были драмы, сейчас — комедия: в комедии легче выставить новые вехи конфликта, новые спорные проблемы. А, может быть, и действительно менее безапелляционно надо решать те или иные сложные вопросы, выдвигаемые жизнью, может быть, не всегда отсутствие неполадок на том или ином сдаваемом объекте тождественно отсутствию моральных неполадок в коллективе? Здесь нет прямого тождества — так думает автор, а вместе с ним и театры.
Полагаю, что в этом и заключены сила и слабость нового произведения Гельмана, новых спектаклей МХАТа и Театра сатиры. Сила — в диалектической постановке проблемы: неполадки можно убрать в ходе жизни, важно сохранить честных людей, здоровые души. Слабость — в переоценке отдельных руководителей, в создании фетишей из неких прекрасных, честных начальников, в предположении автора будто бы честные эти начальники со всех сторон окружены людьми недобросовестными, бесчестными.
Интерес пьесы сосредоточен в серьезных нравственно-производственных конфликтах. Но порой вставные новеллы, где рассказываются хитросплетения интриг вокруг хороших людей, тормозят развитие и исход этих серьезных конфликтов.
Во МХАТе в роли диспетчера Лени Шиндина, ведущего действие, — А. Калягин, в Театре сатиры — А. Миронов. Сам выбор этих актеров уже в чем-то предопределяет суть создаваемых ими характеров. Герой Калягина, его неуемная энергия обречены, нерв трагедии живет в каскаде комедийных ситуаций. 
Миронов и создатели спектакля в Театре сатиры смотрят на сложившуюся коллизию не столь трагично. Право же, он добьется своего, этот легкий, веселый, обаятельный человек, не столько сокрушенный злом, сколько обомлевший от познания активности этого зла, его проникновении в глубинные поры доброго дела. Растерянность пройдет, напористость останется, герой Миронова не остановится. Он начинал борьбу за справедливость весело и азартно, а дальше пойдет более серьезно: теперь он закален, комедия подвела его к началам сложной психологической драмы.
Мы с удовольствием встретились в обоих спектаклях и с другими актерами — Е. Евстигнеевым во МХАТе, М. Державиным — в Театре сатиры, с мастерами старшего поколения, такими, как Г. Менглет.
Но, скажем, все-таки и Евстигнееву, и Менглету, играющим на разных сценах одну и ту же роль — неподкупного ревизора: неподкупность, духовный максимализм не обязательно равны холодной сдержанности, скучноватой «прописке» в комедии. 
Для производственной пьесы не так уж типичны пока что яркие женские характеры. Но и на сцене МХАТа, и в Театре сатиры актрисы Е. Ханаева и Н. Феклисова с выдумкой и умно сыграли своих героинь, помогая яснее раскрыть смысл пьесы, поставить некоторые точки над “i” — равнодушие всегда ближе к злу, нежели к добру.
Каждый театр, исходя из своего творческого метода, определил смысл происходящего в спектакле. МХАТ, верный детальнейшему психологическому анализу, рассказал о том, как трудно бороться со сложившимися представлениями о нормальности подобных человеческих отношений. Театр сатиры, верный более обобщенному взгляду на жизнь, сквозь призму сатирического гнева, все, же больше надеется на добрый исход борьбы.
В спектакле мхатовцев герой Калягина заразительно, темпераментно, настойчиво бьется в наглухо закрытые двери вагона, в котором едут сейчас члены комиссии, так или иначе способствовавшие неправому делу. А на сцене Театра сатиры герой Миронова эти двери чуть-чуть приоткрывает: живой воздух шевелит условные занавески на вагонных окнах. Но так или иначе зрители на обоих спектаклях взволнованы, потому что поднятые там проблемы серьезны и заслуживают внимания. 
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета