для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| а что впереди? |

А что впереди?

Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Тревожной, пронзительной нотой начинается спектакль «Муж и жена», поставленный в Московском художественном театре режиссером Романом Виктюком по пьесе Михаила Рощина.
«Муж и жена» начинается, собственно, тем, чем заканчивалась предыдущая его пьеса «Валентин и Валентина» — свадьбой героев. Сквозь суету счастливых часов уже изначально проступает горечь первых размолвок, которым так скоро суждено пустить глубокие, крепкие корни. Проступают неумение и нежелание вслушаться, вглядеться друг в друга.
Пространство сцены лишено декораций (художник Д. Лидер) и потому, казалось бы, должно быть свободно, раздольно. Откуда же тогда эта назойливая теснота, постоянная, утомительная, в которую зажаты «муж и жена», Алена и Алеша (И. Акулова, Б. Дьяченко)?
Режиссер настойчиво сгущает атмосферу всеобщего наступления на неоперившихся, нелепых мужа и жену, пытающихся отстоять свою самостоятельность. Но взрывы все чаще. Все реже минуты просветления, близости, нежности.
В том, как с первых минут устремляет свой спектакль Р. Виктюк, ощутима жесткая трезвость его взгляда, его ирония к оправданию всего и всех сугубо житейскими трудностями. Не будь этого, история Алены и Алеши могла бы стать иллюстрацией к расхожей истине о том, как скверный быт убил чувство, могла бы стать всего лишь копией многочисленных знакомых нам биографий распавшихся браков. Режиссер ищет глубинную, нравственную сердцевину конфликта, и не величиной заработной платы определяется, быть или не быть месте двоим. 
Мотив несбывшегося, но возможного общего будущего варьируется так или иначе в историях и характерах других действующих лиц, и здесь режиссер особенно настойчив в желании понять, разглядеть, обнаружить первопричину, природу происшедшего. …Мать и отец Алеши давно уже расстались. «Скучно стало» им - так вспоминает об этом нынче мать Алеши, молодая еще женщина (А. Горюнова), которую трудно представить себе в унынии, в недовольстве какими-то преходящими трудностями… Случайность брака ее с отцом Алеши несомненна — она в отсутствии духовной близости. Потому и «скучно стало».
Мечется по сцене неприкаянная, лихая Варя (Н. Назарова). Пританцовывает, сыплет модными словечками, ни на шаг от моды во всем — включая «приходящего мужа»… Режиссер и актриса постепенно снимают с Вари шелуху ее нагловатой независимости, и проступает тоскливое желание встретить того, кто поймет, оценит настоящую Варю, щедрость, широту и доброту ее.
Мечется и тоненькая Галя (Л. Дмитриева). Отчаянно просит Алешу о помощи, отчаянно открывает ему свою боль, свое счастье короткого общения с ним. Мечется в поисках своего, единственного…
Найти — к этому тянутся едва ли не все герои спектакля включая даже хладнокровного Борисова (В. Абдулов), решившего воспитать для себя будущую спутницу. Найти и сберечь.
Если первая часть спектакля решена как отчаянно страстное желание молодой четы строить свою жизнь самостоятельно, то вторая — это в основном драматический дуэт Алены и Алеши, безмерно уставших друг от друга, пытающихся вернуть необходимость друг в друге, трепетность чувства.
В спектакле интересен образ отца Алеши, сыгранный А. Калягиным с обжигающим чувством жизненной реальности. Отец Алеши — единственный, кто произносит на свадьбе сына самые нужные и важные в эти минуты слова о том, что «только любовь делает прекрасным и желанным то, мимо чего без любви мы прошли бы мимо», слова, тонущие в суете свадебного разноголосья. Слова эти выстраданы человеком, оправданы его жизненным путем, ошибками, взлетом его любви.
Актер сыграл счастливого человека. Быть может, единственного по-настоящему счастливого из всех представленных нам в спектакле. Не только потому, что ему повезло — он нашел свой «клад», жену Милочку, нашел человека, сполна разделившего его чувства, мысли, радость, горе.
Прозаически-горькая и беспощадная интонация в рассказе о незадавшемся супружестве Алены и Алеши уступает место возвышенному строю поэтической драмы, когда на авансцене появляется светлоглазый, невысокий человек в мешковатом костюме. С его привычкой внезапно, застенчиво обрывать самого себя — не надоел ли он людям? С его постоянным рассказом о жене Милочке. Актер не боится откровенной патетики, ибо она отвечает строю его чувств, тому, как он сумел любить. «Без тебя все теряет смысл», — произносит он так, словно умершая жена вновь перед ним, и в этих словах неожиданно ощутима прочная внутренняя связь с единственной сценой в истории Алены и Алеши, пронизанной светом и радостью. Это их ночь на пароходе. Постановщик спектакля с проникновенным лиризмом воссоздает атмосферу той ночи, то ощущение Аленой и Алешей повторимости связавшего их чувства… Кажется, действительно где-то рядом возникает лунная дорожка, бегущая по ночной воде, волны осторожно покачивают маленький пароход, и из окна каюты Алене и Алеше видна звездная россыпь… Между тем на сцене — только двое, но в их голосах отражается удивительная, волшебная ночь, нежность и восторг, рожденный их любовью. Память об этой ночи таится в них. И она возвращается к Алене и Алеше в самые тяжкие для них минуты: стало быть, есть еще у них то общее, дорогое, что когда-то связывало и не исчезло до конца, растворившись во взаимной ожесточенности.
Так реализуется поэтический пласт спектакля — в мыслях, в памяти, в сознании героев.
Финал спектакля открыт — трудно решить за Алену и Алешу то, что должно решать им самим. 
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета