для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| страстное слово театра |

Страстное слово театра

Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Свои гастроли во Владивостоке коллектив МХАТа им. Горького открыл пьесой А. Гельмана «Заседание парткома». А через несколько дней зрители познакомились еще с одним произведением этого драматурга — спектаклем «Мы, нижеподписавшиеся…».
Пожалуй, трудно найти человека, который не знал бы истории гельмановского Потапова, что вместе со своей бригадой строителей отказался от премии. Тем не менее зрители воспринимают «Заседание парткома» с огромным вниманием, реакция на отдельные реплики точна и эмоциональна. А это значит, что спектакль по-настоящему волнует, задевает сокровенные струны души.
Предельно скромно оформление художника И. Попова. Тем не менее сценография «Заседания» образна в своей лаконичности. Серые огромные трубы, строительные леса — реалии стройки. На станке покрытый привычным зеленым сукном стол для заседаний. И яркое цветовое пятно — мажорный плакат с развевающимися алыми флагами. Глядя на это оформление, невольно приходит мысль; нелегко прийти к этим победным знаменам. А с другой стороны, думаешь о том, что порой мы пытаемся в нашей жизни прикрыть парадными стягами и лозунгами реальные трудности, а зачастую и просто неорганизованность и бесхозяйственность. И как предостережение, как тревожное напоминание об этом горят на строительных лесах красные огоньки.
Однажды известный театровед назвал несколько парадоксально жанр «Заседания» — производственный детектив. Наверное, он имел для этого основания. Но О. Ефремов поставил спектакль иначе. Его «Заседание парткома» спокойно, деловито, проходят оно без головоломно загадочных построений сюжета. Да и сам бригадир Потапов (Г. Шевцов) приходит на это заседание внутренне собранный и уверенный: дело, которое он отстаивает, правое, и потому в нем обязательно должны разобраться те, кому это положено. Потому и конфликт мхатовского спектакля лежит не в столкновении человека повышенной совестливости и душевности Потапова с сухим и деловым Батарцевым, а в умении отстоять свои нравственные позиции и принципы, которые сталкиваются с формальным подходом к делу. В спектакле идет речь о гражданской ответственности за порученное тебе дело, на каком бы посту ты ни находился.
В «Заседании» убеждают атмосфера документальности происходящего, достоверность и узнаваемость персонажей. Особенно бы хотелось выделить двух из них: управляющего строительным трестом Батарцева, которого играет М. Зимин, и бригадира Кочнова (В. Невинный). Батарцев М. Зимина — любопытнейший человеческий тип. Он появляется на сцене, и зритель сразу узнает в нем руководителя крупного масштаба со стажем, узнает по походке, по манере разговаривать с людьми, по едва уловимым начальническим интонациям в голосе, по тому, как покровительственно он похлопывает по плечу подчиненных, по тому, как слушает, моментально оценивает обстановку и умеет поставить точки над «и».
Но сказать о мхатовском Батарцеве только это было бы слишком мало. Актер так глубоко прочувствовал биографию своего героя, так много рассказал о нем, что зритель понял и нелегкую юность Батарцева, и бессонные авральные ночи руководителя, и огромную его ответственность, и масштаб личности. Батарцев Зимина испытал на протяжении спектакля свой «миллион терзаний», ему нелегко досталось голосование в финале, свинцовой тяжестью наливалась поднятая за предложение Потапова рука. И происходит удивительная вещь: зрительный зал, который, естественно, находится на стороне Потапова, сочувствует и этому усталому, немолодому человеку.
Колоритен, по-своему обаятелен и опасен этим обаянием бригадир Кочнов. Естественно и без нажима показывает В. Невинный истинную сущность Кочнова. Он будет «брать на горло», будет требовать для себя, «пролетария», мыслимых и немыслимых благ, упирая именно на свою пролетарскую сущность. А на самом-то деле это хапуга и собственник, который меньше всего думает о делах стройки, нравственном климате в бригаде, о каких-то высоких принципах. Он и работает-то хорошо только потому, что это выгодно его карману. И самые понятные принципы для такого Кочнова: своя рубашка ближе к телу, рубль из копеечки складывается, деньги к деньгам и т. п.
Разные люди на строительстве, разные характеры. И здесь, наверное, уместно вспомнить слова самого драматурга Гельмана: «Борьба за экономический прогресс — это и борьба между людьми, стоящими на разных позициях».
Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся…» по сравнению с «Заседанием парткома» более молод. Может быть, этим объясняется более учащенный пульс этого спектакля, его кровь горячее. Немаловажен и выбор актера на главную роль Лени Шиндина, диспетчера СМУ. Сегодня трудно назвать город, в котором бы не игрались «Мы, нижеподписавшиеся…». И разных знает зритель Шиндиных. Уверенный в своих делах и поступках. молодой и сильный, Леня Шиндин Ю. Демича в Ленинградском БДТ им. Горького (режиссер Г. Товстоногов). Артист заразительного обаяния, искрометный А. Миронов в этой роли в театре сатиры (режиссер В. Плучек), не случайно иные критики назвали его Леню «Дон Кихотом из СМУ».
И вот Шиндин А. Калягина. Он играет своего героя так, что иным Леню просто невозможно представить. Его принимаешь сразу и целиком. Сочувствие зрительного зала принадлежит ему безраздельно, настолько привлекателен он в своей бесхитростности, неумел в интриге, которую сам же выстраивает, искренен в отчаянии, верен в служении делу и человеку, которому предан беспредельно. Вместе с режиссерами спектакля О. Ефремовым и Е. Радомысленским А. Калягин спорит с драматургом по поводу жанра его произведения (на программке спектакля жанр обозначен как комедия). Но Леня Шиндин Калягина персонаж далеко не комедийный. Скорее драматический. Он драматичен, потому что трогательно беспомощен и бессилен что-либо изменить. Мхатовский Леня — человек с оголенными, как провода под напряжением, нервами. И все свои нервные клетки, всю кровь по капельке готов он отдать не за свое мизерное благополучие и благополучие своей семьи — за своего руководителя, талантливого строителя Егорова. Леня Гельмана говорит о себе, что он денщик, который создан для того, чтобы сделать все для руководителя. Леня Калягина не видит в этом ничего зазорного. Его преданность Егорову безгранична, он доказывает это каждый миг пребывания на сцене, но, увы, реальной помощи оказать своему Егорову не может.
Отсюда финал спектакля мхатовцев: огромный в натуральную величину тепловоз, созданный фантазией художника В. Левенталя, идущий прямо на зрительный зал, и где-то внизу потерпевший фиаско Леня Шиндин и его жена Алла. Вот такой Леня вызывает мысль о сложностях борьбы, о том, что победить в битве, за новое, против «массового эгоизма», как говорит сам Гельман, можно только одев в броню свое сердце, потому что отстоять новое всегда сложно, будь это борьба за НТР или борьба за нравственные принципы.
Приморцы увидели на сцене удивительное произведение высокого искусства: Леню Шиндина А. Калягина. Будут идти дни, месяцы, но те, кто видел «Мы, нижеподписавшиеся…», навсегда запомнят такого ранимого, такого узнаваемого, такого прекрасного, трогательного и не самого удачливого Леню. И кто знает, может быть, его чистота и житейская неустроенность, его цельность и отчаянная решительность помогут кому-то в трудную минуту?.. А это так важно, ведь в счастливые мгновения жизни, как известно, помогать никому не надо…
Но правомочен тогда вопрос. Если Леня Шиндин не может отстоять справедливость, помочь Егорову, то кто же сделает это? Ведь А. Гельман не просто ставит проблему, он пытается найти пути к ее разрешению. В спектакле МХАТа миссию человека, способного к активному действию, несет председатель комиссии Юрий Николаевич Девятов, которого играет В. Расцветаев. Сегодня много говорят о новом герое — деловом человеке — на сцене. Девятов В. Расцветаева — такой деловой человек, рационалист, несколько суховатый и не подверженный эмоциям, в нем явно ощущается военная выправка (Девятов в прошлом военный юрист). Когда в финале спектакля он говорит Лене Шиндину, чтобы Егоров пришел к нему, зрители понимают — Девятов будет биться за правое дело до конца.
Трудно в небольшой рецензии проанализировать все актерские удачи спектакля. И все-таки нельзя не сказать об осторожной интеллигентной даме Виолетте Матвеевне Нуйкиной Г. Калиновской, любящей и прощающей Алле Шиндиной Л. Стриженовой, провинциальном Дон Жуане, не брезгующим выпить за чужой счет и легко продающем свои принципы Семенове Л. Губанова, хамоватом и трусливом одновременно проводнике В. Привальцева.
В спектаклях «Заседание парткома», «Мы, нижеподписавшиеся…» зритель видит жизнь человеческого духа, чувствует болевые точки сегодняшнего времени. Театр активно вторгается в жизнь, говоря свое страстное слово в защиту высших нравственных принципов.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета