для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| второе знакомство |

Второе знакомство

С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
Граф Александр Фредро высек польскую аристократию. Высек, досконально зная «за что» и в совершенстве умея «как». Высек ловким хлыстом сатирика, высек с изяществом графа и правдолюбием мужика. Высек более века назад, да так, что и сегодня зал взрывается хохотом и без конца аплодирует фейерверку авторских находок.
Впрочем, только ли авторских? В спектакле Театра имени Ермоловой «Месть» аплодируешь и великолепным актерам, и мастерской режиссуре руководителя Вроцлавского театра Ежи Красовского, и декорациям польской художницы Кристины Захватович, очень просто и изящно передающим и ощущение страны, и ощущение века. Короче говоря, спектакль ермоловцам удался.
Это практически второе знакомство москвичей с драматургией талантливейшего польского комедиографа. Первое состоялось девять лет назад в Театре им. Вахтангова на премьере водевиля «Дамы и гусары» (правда, эта же пьеса была поставлена в 1918 году театром Суходольского, но тот спектакль мало кто помнит).
Итак, всего лишь второе, увы, знакомство с Фредро — родоначальником польской бытовой комедии, мастером кружевной интриги, блестящих диалогов, мудрой точности характеров и яркого комизма. И это в то время, когда Фредро написал несколько десятков пьес, а театры все время жалуются на отсутствие хороших комедий! Определенно, фестиваль польской драматургии уже приносит ощутимую пользу.
«Месть» интересно играть и интересно смотреть. Интересно играть, ибо Фредро умел писать роли! Один его Папкин — эта смесь Фальстафа и Тартарена — клад для актера.
Режиссер и актеры ведут спектакль по самому острию гротеска — еще чуть-чуть, и театр станет клоунадой… Но ведут так уверенно, что театр остается театром, озорным и ярким, как цирк, но нигде не скатывающимся на примитивность, нигде не пытающимся рассмешить во что бы то ни стало. Впрочем, это не удивительно: ведь спектакль играет цвет ермоловского театра — Якут, Лекарев, Калягин. ..
Мне тоже повезло — я смотрела этот спектакль «новеньким», только что рожденным. Дело в том, что спектакли, как и люди, стареют. И особенно быстро стареют комедии. 
Недавно «пересмотрела» «Принцессу Турандот», виденную раньше на премьере. И пьеса та же, и режиссура, и декорации, и актеры те же - любимые… А что-то из спектакля ушло. Что? Может быть, радость первооткрытия, может быть, упоение пребыванием на сцене именно в этих ролях, именно в этом спектакле, так безошибочно передающееся залу… Но спектакль перестал быть зрелищем захватывающим и очаровывающим. Остался просто забавным и милым.
Ермоловцы сегодня играют Фредро лихо и задорно. Они ни на секунду не пытаются заставить зал забыть, что это — игра, но все время заставляют этой игрой увлекаться и любоваться. В. Якут и В. Лекарев в ролях двух соседей-стряпчих, этаких Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича на польский лад, бог весть когда и бог весть из-за чего поссорившихся друг с другом, великолепно комедийны. Старый рубака и задира В. Якута и елейный иезуит-ханжа В. Лекарева каким-то чудом ухитряются быть одновременно и абсолютно живыми людьми и пародией на самих себя, пыжащихся и ничтожных, «храбро» воюющих чужими руками — руками своих вассалов.
Впрочем, не только Раптусевича и Мильчека — представителей польской шляхты высек Фредро. Драматург презирает и их прислужников. Ибо только чувство глубочайшего презрения могло заставить выползти из-под пера драматурга и взгромоздиться на сцену Панкина — трусливого вруна, неудачливого бонвивана, до краев наполненного великой любовью к себе и бесконечными за себя, любимого, волнениями. А. Калягин — Папкин почти в течение всего спектакля не уходит со сцены и все это время буквально приковывает к себе внимание зала огромным комедийным обаянием и филигранной точностью рисунка каждого мгновения роли… Чьей заслуги в этом больше — гадать вряд ли стоит: важен сам фант появления образа, о котором можно сказать словами Качалова: «Что за прелесть эта гадость»…
Спектакль «Месть» — сатира, в нем высмеивается то, что должно быть высмеяно, ко сделано это весело, театрально и… радостно. И это ничуть не мешает сатирическому звучанию пьесы, а, наоборот, делает спектакль праздником. Тем праздником, каким и должна быть комедия. 
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета