для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| человек и революционер |

Человек и революционер

Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Так же, как когда-то настаивали на волшебной фантазии, на дерзком вымысле, лежащих в основе театрального зрелища, сегодня нередко зрителю с первых же слов стараются доказать документальность происходящего на сцене. Нельзя не заметить, что театр наш потянулся к документу, к переписке, к стенограмме, к протоколу. Радоваться ли подобному явлению, осуждать ли его? Разумнее всего с ним считаться, понять его истоки, лежащие в активном порыве к углубленному проникновению во внутренний мир человека. Не будем таить — несколько тревожит это настойчивое сознательное разрушение традиционных драматургических и чисто театральных построений. Но будем надеяться, что документальный театр, тесно сливающийся на нашей сцене с театром поэтическим, не захватит всех без исключения художников, что многообразие почерков и талантов в нашем театре не сведутся к единому деловому почерку стенограммы.
Обо всем этом думалось на спектакле «Лейтенант Шмидт» (документальная драма Д. Самойлова, В. Комиссаржевского, И. Маневича) в Театре имени Ермоловой (режиссер В. Комиссаржевский). Однако из действительности выбран такой характер, а из миллионов человеческих документов — такие документы, что постепенно забылись все тревожные мысли: перед нами — лейтенант Шмидт, перед нами — его душа, его письма, его судьба.
Шмидта, героя незабываемого 1905 года, флотского офицера, перешедшего на сторону сражающегося народа, играет, вернее, не играет — жизнью Шмидта живет актер В. Андреев.
С первой до последней минуты не отрываешь глаз от этого доброго русского лица, от милой, тихой улыбки. И быть может, другим был лейтенант Шмидт, мы же запомним его именно таким, каким увидели в один из московских вечеров на сцене Театра имени Ермоловой. Что взволновало в этом характере? Удивительное человеческое благородство, чистота помыслов, высочайшая душевная культура, смелый кругозор интересов, почти болезненное чувство личной ответственности за все страдание людей на земле.
Как играет своего героя Андреев? Артист не разделяет понятия Шмидт-революционер и Шмидт-человек. Есть один Шмидт: он потому и революционер, что любил людей, справедливость и добродетель, потому и замечательный человек, что любил революцию, ненавидел насилие и не позволял попирать естественные права человечества.
Мы слушали Шмидта и думали… У нас воспитано чудесное молодое поколение. Не перечислить героических подвигов нашей молодежи. Но всегда ли наши юноши и девушки берут такие высоты нравственной жизни, всегда ли существует в них такое безраздельное слияние личного и общественного долга, такая трепетная и действенная любовь к человечеству, как у этого хрупкого, интеллигентного, физически не очень сильного человека? Нет, не всегда. Проблема коммунистического духовного, нравственного воспитания — одна из живых и современных проблем в нашей каждодневной идеологической работе. И созданный театром образ лейтенанта Шмидта — большое здесь подспорье. Судьба Шмидта — воодушевляющий пример великого служения Россия, служения и своими поступками, и самок неповторимой своей личностью, силой разума, красотой сердца, глубинами эрудиции, запасами гуманизма, крепостью веры в победу добра и света.
Шмидту в спектакле ермоловцев активно противопоставлена другая фигура, другая жизнь — царский министр граф Витте Не злодеем, не страшным исчадием ада играет его Л. Галлис. Напротив, Витте Галлиса не лишен обаяния, своеобразною дара убеждения, здравого смысла и умения понимать всю беспросветную тупость правящих кругов тогдашней России. Но, понимая все это, Витте строит свою жизнь на компромиссах, на конъюнктуре. Видя обреченность царизма, он служит царизму, и потому его критика — критиканство, здравый смысл — обывательское торгашество, убеждения — трусливый эгоизм. И особенно бессильным выглядит этот могущественный, казалось бы, человек в сопоставлении с приговоренным, лишенным любой официальной поддержки Шмидтом. Сила Шмидта — в правоте его идей, слабость Витте — в фанатизме его служения порочным идеям.
К интересным актерским работам мы бы причислили и роль штабс-капитана Нежданова в исполнении В. Якута, отлично сыгравшего страстный, темпераментный драматический эпизод, и роль благородной, умной сестры Шмидта, созданную Э. Кирилловой.
И словно отдельно от этих судеб, от этих живых лиц существует форма спектакля (комментирующий действие матросский хор, громоздкие постановочные конструкции). Форма эта здесь не стала органичной, она холодна, безэмоциональна, во многом повторна…
Но, в конечном счете, дело не в ней. Главное — тот благородный воспитательный заряд, который несет в спектакле личность лейтенанта Шмидта — Человека и Революционера.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета