для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| о некоторых загадках… |

О некоторых загадках…

Ольга Нетупская, Планета Красота
Здание “Et cetera” на Арбате уже сумело стать особым местом на карте театральной Москвы. Но, кажется, сердце этого театра навсегда отдано Франции, Парижу.

Бульвары, улочки, уютные ресторанчики, Эйфелева башня, пусть даже сделанная из картона. Одинокие влюбленные находят друг друга. Встречаются, расстаются, снова отправляются на поиски. И все кипит яркой игрой, часто граничащей с импровизацией. Возникающая порой мысль о том, какие потери и тревоги герои прячут за такой удивительной легкостью, лишь продляет очарование. 

Когда театр только возникал, многие боялись, что труппа окажется всего лишь фоном для художественного руководителя Александра Калягина. Но сегодня ясно, что в “Et cetera” сложилась настоящая, отличающаяся от других команда молодых актеров. Это и пришедшие в театр совсем недавно Алексей Черных и Григорий Старостин, и уже сыгравшие несколько запоминающихся ролей Валерий Панков и Андрей Кондаков, и удивительно разные женские характеры Натальи Благих, Марии Скосыревой, Марины Чураковой. Всех их, таких разных, объединяет какое-то удивительное изящество, вообще присущее театру, особая манера, соединяющая подчеркнутую театральность с недоговоренностью и прихотливыми светотенями. Актерам особенно близка драматургия рубежа прошлого века, своеобразно претворившая эти противоречия. Им близко ощущение мира, свойственное французской литературе: здесь все изменчиво, обманчиво, обворожительно.

В “Et cetera” любят атмосферу парижского кафешантана начала прошлого века. Действие спектаклей окутывает тонкий флер: все серьезно и вместе с тем пронизано иронией.

Спектакль «Парижский роман с…», поставленный Еленой Невежиной в жанре ностальгического кабаре, — работа изящная и светлая. В нем заняты почти все молодые актеры театра. У каждого своя маленькая сценка, свой персонаж. Короткие истории сменяют друг друга быстро, словно ты идешь по улице и случайно выхватываешь глазом незнакомых людей, очень разных, друг на друга непохожих: Певица (Наталья Благих) приглашает к прогулке.

«Улицу» постепенно заполняют прохожие, голоса и звуки. Появляются Девушка, (Марина Чуракова) — рыжая, пухленькая, счастливая оттого, что наконец-то очутилась в этом городе, и Хулиганы — кокетливый и романтичный (Валерий Панков), мужественный (Рушан Иксанов) и повзрослевший Гаврош (Юрий Буторин).

Каждый актер играет в спектакле несколько ролей — так возникает удивительное многозвучие и сочетание красок, ритмов, настроений. То Наталья Благих и Рушан Иксанов — пара Клошаров, бродяжек. Они похожи на черно-белых героев чаплинианы. То Иксанов и Буторин — испанские художники, а Наталья Благих, Мария Скосырева и Наталья Житкова — позирующие им прачки, сами словно сошедшие с полотен французских экспрессионистов. Панков — Поэт, потерявший музу, захмелевший, нервный и восторженный, и Валентайн — герой подмостков варьете.

Удачно придуманы вставки с Бродячими артистами. Юрий Буторин — печальный Пьеро. Григорий Старостин — лукавый Арлекин, высокий и худой, трогательно-неловкий. Странный образ Валерия Панкова — выезжающий на старом, потертом велосипеде Падший ангел, со всклоченными волосами, с железными крыльями за спиной. Мария Скосырева — Коломбина, неожиданно превратившаяся из хитрой девушки Арлекина в обиженного и капризного ребенка. Именно их небольшие шутливые пантомимы привнесли в спектакль неповторимую прелесть.

“Et cetera” — это еще и Франция Жоржа Фейдо и Альфреда Жарри. В постановке Александра Морфова мир комедии «Люсьет Готье, или Стреляй сразу» и трагифарса «Король Убю» причудлив: его обитатели существуют в бешеном ритме, одно событие сменяет другое с какой-то нечеловеческой быстротой — стиль спектаклей соотносим с традицией театра марионеток.

Морфов любит подчеркнутую театральность, поэтому актеры находятся в открытом диалоге со зрителем. В «Люсьет Готье» есть две замечательные находки: Шарль Валерия Панкова — брат Люсьет (Наталья Благих), шизофреник, пациент клиники доктора Бланша, и «нотариальный клерк и поэт по призванию» Бузан в исполнении Алексея Черных. Оба актера балансируют на грани преувеличенного комизма: один напоминает великолепного Стива Мартина в классической голливудской комедии «Отпетые мошенники», другой — типичный персонаж раннего синематографа: неуклюжий, жалкий, худенький, с красным носом и нацепленной на него пустой оправой очков. Оба кривляются и паясничают, но делают это с такой искренностью, что не поддаться их обаянию, право, невозможно.

Морфов часто показывает персонажей пьесы крупным планом. И здесь актерам “Et cetera” удается, также мастерски сочетая подлинность, и абсолютную иронию, создавать особую театральность. В «Короле Убю» при полузакрытом занавесе на сцену выходит нелепый юноша, одетый в форму гимназиста, курточку и бриджи чуть ниже колена — это сам Жарри (Алексей Молочков). Он просит у зрителя прощения за то, что сейчас будет показано. Но пока он, запинаясь и путая слова, произносит монолог, занавес раскрывается, и к рампе начинают приближаться будущие герои трагифарса, шатаясь, словно огромные неваляшки, они смотрят в зал стеклянными глазами. В середине спектакля автор, в исполнении Андрея Кондакова, делает новую безуспешную попытку извиниться за свое сочинение. Наконец, в последнем действии, подвешенный на толстом тросе, перед зрителем оправдывается Жарри — Валерий Панков.

Спектакли очень музыкальны. Они выстроены на неформальных аранжировках. Мелодии хорошо запоминаются потому, что актеры существуют в них органично: благодаря их пластической точности и абсолютному совпадению с заданным ритмом, песни “You know that silly bully boy” или “Always look on the bright side of life” становятся настоящими знаками постановок.

Казалось бы, спектакль «Игра снов» по пьесе шведского драматурга Августа Стринберга не вписывается в общую тональность размышлений о молодых актерах “Et cetera”. Но лишь на первый взгляд. Постановка Григория Дитятковского, возможно, одна из самых «французских» в сегодняшнем репертуаре театра — в ней есть нечто неуловимое, особая поэзия. 

Герои — существа, тенью блуждающие в подлунном мире: Наталья Благих (Мать) кричит из-за белесой тюли о своей боли — и это не человек из плоти и крови, а видение. 

Дочь Индры играют сразу две актрисы: Мария Скосырева и Ксения Лаврова-Глинка. Одна нежная и хрупкая, другая, напротив, решительная — она уже полюбила. В спектакле «Игра снов» превалирует женское начало, черта, вообще присущая культуре рубежа веков, столь сложно преломившаяся в произведениях Стринберга.

Алексей Осипов (Адвокат), Андрей Кондаков (Офицер), Валерий Панков (Расклейщик афиш) привнесли полутона — должно быть, такой нам представляется игра снов. Стринберговская недосказанность особенно пронзительно ощущалась в их игре: Офицер, всю жизнь прождавший свою невесту у закрытой двери; неудачная рыбалка Расклейщика афиш — сачок оказался не таким, как он себе представлял. И затонувшие корабли: надежда, любовь…

Этот спектакль полон загадок.
Как полон загадок и этот город… Париж и этот удивительный мир «всего прочего» — “Et cetera”.

«Планета Красота», N 1-2, 2005
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета