для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| как стать другом александра калягина |

Как стать другом Александра Калягина

«Сейчас в моде разухабистые заголовки, выхваченные из текста. Например, я говорю: „Такое чувство, словно в груди у меня встает солнце!“ А в газете крупно: „У меня встает“. Потом я протестую, а мне в ответ: „Но ведь говорили же“. Говорил. .. М-да…» Так началась наша беседа с Александром КАЛЯГИНЫМ. 

Сейчас он руководит театром «Еt cetera», который все называют «театром Калягина». Недавно Калягин поставил мольеровскую пьесу «Лекарь поневоле», и мне вспомнилась сакраментальная реплика одного из персонажей: «Кой черт меня понес на эту галеру?»

 — Саша, а ты не чувствуешь себя тем персонажем?

 — Когда-то горевал, взявшись за СВОЙ театр. На душе становилось муторно, руки опускались, и, конечно, задавался вопросом: «А на кой черт мне все это нужно?» Играл бы себе спокойно… Я ведь в Ленкоме сыграл, в спектакле «Чешское фото» — недавно была премьера, во МХАТе продолжаю работать: роль предлагают. Меня и преподавать зовут… Но в руководство театром втягиваешься. Маховик запущен: идет строительство сцены, зала, гримерных…

Хочется все делать постепенно, по правилам, но как время-то бежит, а мне уже пятьдесят три…

 — А с кинематографом как у тебя сейчас складываются отношения?

 — Никак. На «Мосфильме» есть у меня комната, на которой висит табличка «Режиссер-постановщик А. Калягин». Я думал, Кинокомитет России даст денег на фильм по сценарию Анатолия Гребнева «Большой спорт». Я должен играть главную роль. Сценарий — трагикомедия. Он получил премию имени Эйзенштейна. Но денег нет.

Я иду к спонсорам. Те произносят милую фразу: «Подождите, сейчас деньги ушли на оплату — на зарплату, и вообще, Александр Александрович, поговорим после третьего июля». Такое впечатление, что после третьего июля Солнце будет крутиться вокруг Земли и все будет наоборот.

 — А в фильмах других режиссеров тебе сниматься пока что не светит?

 — Нет, мне не предлагают сценариев. И я не жалею. Потому что не вижу на экранах хороших фильмов. Раньше, бывало, смотришь кино и думаешь: «Ах, черт, моя роль!» Сейчас, клянусь, нет ни одной «завидки». За исключением фильмов Никиты Михалкова. Наоборот, думаю: «Как хорошо, что мимо меня плывет этот корабль — нынешний отечественный кинематограф». Участвовать в этой бредятине, в которую превратился отечественный кинематограф, мне просто не хочется.

А самое безобразное: наш брат кинематографист идет на поклон к министру и просит денег на кинематографическое фуфло — фестивали! Миллионы долларов! Московский международный, «Кинотавр». Их организуют милые, хорошие люди. Но я хотел бы им посоветовать: займитесь делом!

 — Судя по твоим актерским работам, ты обладаешь острым чувством юмора. Это спасает тебя от отчаяния?

 — Да, я часто дурачусь. Иногда устраиваю домашний театр своим близким, друзьям, среди которых могу расслабиться. Но это у меня в крови. Нельзя сказать, что я таким образом убегаю от трудностей жизни. Наоборот, чем мне хуже, тем больше дурачусь.

 — Твои близкие это знают?

 — Жена знает.

 — Ладно, давай о приятном. Что в этой жизни тебя веселит?

 — Да вообще веселее стало жить.

 — Ты это без иронии?

 — Я без иронии. Хотя вчера я так решил, но, к сожалению, тут же увидел на улице нищего. Я это явление понять не могу. Я видел столько нищих после войны, но тогда это было понятно. А этот нынешний ужас…

 — Вернемся все же к веселому…

 — Да-да… я по методу контраста. Я всегда был интернациональным человеком. Не космополитом, нет, не думай, что я не люблю Родину. Другого места для жизни я просто не вижу. Меня всегда бы тянуло к своему сумасшедшему дому, к своей палате номер шесть. И я с удовольствием вхожу в нее — просто эту радость надо ощутить в дальних странствиях.

Мне действительно нравится наш сумасшедший дом, наш Диснейленд. Тут тебе — комната ужасов, тут — пираты Карибского моря, там тебя обольют, тут поднимут на горку, потом вниз с такой скоростью, что вот-вот сердце выпрыгнет…

 — Что в нынешней нашей жизни вызывает у тебя злой смех и над чем смеешься по-доброму?

 — Смешны и жалки люди, которых я часто вижу на телеэкране. У них скромный интеллект, но они этого не чувствуют. А говорить сейчас можно все, что они и делают. И поэтому очень хорошо видна их глупость. Особенно когда человек уж слишком павлин. На телевидении одна лысая девица заявляет, что она писает, как мужчина! А Бари Алибасов называет артистов проститутками. Мои студенты часто говорят: «Не мог смотреть, выключил телевизор». Но нельзя выключать! Надо смотреть, как бы ни было противно. Надо видеть этот примитив! Я говорю и о собратьях-артистах, и о политиках.

А над чем смеюсь по-доброму? Над столичным снобизмом. Я сейчас много езжу по стране с гастролями — давно у меня не было таких насыщенных поездок по глубинке. И моя жизнь в Москве, мои мысли, мечты в Москве и все, что я испытываю в двухстах километрах от нее, —это такие ножницы, такое несовпадение! Ничего там не изменилось. А в Москве? Отовсюду только и слышишь: «топ-модель, топ-модель…»

 — В чем для тебя главная прелесть актерской профессии?

 — Я люблю эту профессию за то, что она… погоди, приступ смеха одолевает… она — для ленивых. Я поработал фельдшером на «скорой», я знаю.

 — А все слышишь: «Дико трудная».

 — Профессия очень трудная —это само собой разумеется. Но потому и трудна, что — для ленивых. И наш брат актер это подтвердит. И еще — это возможность жить фантазиями. Наш брат ведь и в жизни играет. И хорошо это делает. Между прочим, притворяемся мы с великим наслаждением. Играть в жизни — не меньшее наслаждение, чем на сцене.

 — Ну так теперь расскажи, какое наслаждение ты испытывал, играя Ленина.

 — Колоссальное. Да и суди сама: пьесу писал Шатров, ставил Ефремов. Самое главное: мы знали, что хотели сказать и для кого. Зрители не видели вождя перед смертью. Он до этого был живым Богом, а тут — человек, уходящий из жизни. За десять минут до смерти увидевший весь свой земной путь: ошибки, просчеты, взлеты, падения, предательство ближайшего окружения. И - одиночество. Мы пытались играть трагедию одинокого вождя. На этом спектакле у меня впервые в жизни был чудовищный зрительный зал. Когда партноменклатура наконец-то разрешила нам играть спектакль и сама же пришла смотреть. Не могу этого забыть. В антракте я вышел со сцены и сказал Олегу Николаевичу Ефремову: «Я не могу играть, они меня выталкивают». Помню сидящих в зале: эти черные костюмы, все мужчины при галстуках. Эти женщины: на головах большие шиньоны. Все они ненавидели происходящее на сцене, они желали видеть другое! Но наслаждение мы испытывали, ибо знали, для какого зрителя играем. Это был зал, который потом «захлопывал» Сахарова. «Хороший» был зал…

 — Какой случай свел тебя с актрисой Глушенко? (Евгения Константиновна Глушенко — жена Александра Александровича. — Е. Б. )

 — Съемки «Механического пианино». Супругов играли я и моя будущая жена, но на протяжении всех съемок ничего не было. Через полгода я ей позвонил. А на съемках у меня, извини, были другие романы. Женя это видела. Никиту Михалкова считаю шафером.

 — Как распределяются роли в семье актеров — людей, вечно играющих? Кто главнее?

 — В нашей семье ролей нет. И никто не главнее. Я считаю, женщина — самое совершенное создание, лучшее. Но я несу ответственность за семью. Так меня мама воспитала.

 — Расскажи о своих детях.

 — Я их обожаю. Ксенечка закончила Московский университет, французское отделение, но живет в Филадельфии. Закончила компьютерную школу по курсу программистики, работает в страховой компании, с английским языком никаких проблем. Конечно, я тоскую. Но рядом сын Дениска, учится в школе, ему шестнадцать лет.

 — Ты отговариваешь его от профессионального актерства?

 — Нет. Я и Ксанюлю не отговаривал. Я сказал ей: «В состоянии раздрызга в театр лучше не идти». Она ведь у меня однажды спросила: «А что если мне?..» —«Ну, раз ты задаешь такой вопрос, значит, никогда не будешь актрисой». Это же болезнь, одержимость, навязчивость. Сумасшествие!

 — Какие люда тебе наиболее симпатичны? Кем надо быть, чтобы стать твоим другом?

 — Стать? Да я новых знакомств не ищу.


Елена Белостоцкая
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета