для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| надо уметь вопить от боли |

Надо уметь вопить от боли

Марина Багдасарян, Время МН
Министерство культуры РФ разрабатывает программу развития культуры на ближайшие пять лет. Программа должна быть принята завтра, 31 августа. К сожалению, в программе отсутствует отдельный раздел, посвященный театру. Театр вошел в подпрограмму «Развитие и сохранение культурного наследия». (В программе есть отдельные разделы — «Кинематография России» и «Архивы России».) Разрабатывая программу развития культуры, министерство не предложило всем заинтересованным лицам и организациям внести на рассмотрение свои предложения. Между тем у Союза театральных деятелей РФ такие предложения есть. Их изложил председатель союза Александр КАЛЯГИН. 

 — В чем суть вашей программы?

 — Во-первых, необходимо, чтобы наконец появился театральный закон. Что для этого нужно? Если организационные и финансовые затраты, то закон того стоит. Во-вторых, нужно, чтобы возобновил свое существование зарубежный отдел СТД. Он мог бы работать, как и работал до всяких финансовых потрясений. При этим абсолютно не исключена деятельность международной Конфедерации театральных союзов. На возобновление деятельности зарубежного отдела тоже нужны деньги. В-третьих, мне бы очень хотелось, чтобы о нас, о нашей деятельности узнали за пределами Москвы, за пределами России. Для этого нужна компьютеризация и выход в Интернет. И, наконец, необходимо возобновить творческие мастерские. Для этого нужны деньги. Творческие мастерские родили хороших режиссеров, театральная Москва рвалась на их спектакли. Мы наметили режиссерскую конференцию, давным-давно надо было поговорить о том, что же такое режиссер, о подготовке режиссера, о том, где молодые будут ставить. Какие только вопросы не возникают в связи с этой проблемой. А то, что это проблема, очевидно.

 — Когда вы намерены провести такой режиссерский сбор?

 — Возможно, в рамках грядущего фестиваля «Золотая маска», чтобы приглашенные на конференцию режиссеры из разных городов и разных стран смогли посмотреть фестивальные спектакли. Если не успеем все организовать до фестиваля, то проведем конференцию в конце следующего года. Вопрос подготовки режиссерских кадров должен быть включен в программу развития театра на ближайшие 5 лет и далее. В конце концов, предназначение режиссера — не в том, чтобы разводить актеров на сцене. Понимают ли это те, кто готовит режиссеров, те, кто режиссерами становятся? Режиссер — философ спектакля. Философ, разработчик идеи. Как ее подать, через что?

 — Как и что — важно в любой профессии. ..

 — Совершенно верно, по зачастую режиссер занимается просто «заморочками» на сцене, такими, которые никакого отношения не имеют к боли сегодняшней. Он не режиссер, он - технолог производства. Согласитесь, это совсем другая профессия. Последние события — и с лодкой, и взрыв на Пушкинской, и телебашня, и то, что происходило и происходит в Чечне, рождают во мне боль, я так же, как и раньше, могу вопить. Я вопил. ..

 — Внутренне?

 — Да, но именно эта внутренняя струна не позволяет зажиреть. Я всегда говорил своим студентам, своим актерам, что техникой можно овладеть чуть позже. Не знаю, каким я вышел из театрального института, может быть, недоучкой. Но я понял, что боли сердечной, способности открывать сердце свое — научить нельзя. Каждый должен знать, что профессия определяется через боль. А все остальное можно развить — голос, пластику, общение с партнером на сцене. Если, ты талантлив, то ты услышишь, что тебе говорит режиссер: и о сквозной линии спектакля, и о сквозной линии твоего образа…

 — Сколько таких, кто вопит о том, что больно? Наверняка их немного. Да их и не может быть много.

 — Мало. Последний корифей умер. Я о Ефремове. Да простят меня лидеры нашего театра. Ефремов и только Ефремов. Он ставил во главу угла Театр и вообще всю жизнь принимал только через Театр. Умер последний человек, который понимал, что во главе театра должна быть идея. Не зритель, а идея. Некоторые ведь мыслят так: «Соберем зрителя. Самое главное — вернуть зрителя в театр. А потом уже об идее подумаем».

 — Можно и так, наверное. Вы уверены, что телега перед лошадью не пойдет?

 — Иногда и пойдет. Если у лошади мозоли на груди, она может и так «переть». Самое главное, что нет больше человека, который знал, что только идея может родить или умертвить театр. За последнее время я не увидел ничего, что меня потрясло бы болью. Правда, может быть. я не видел всех премьер прошедшего сезона.

 — А знаете ли вы реальную боль этих театров, я о том, какие у них проблемы, творческие, экономические? И сколько таких театров по России?

 — Знаю, и в самое ближайшее время собираюсь посетить эти театры. съездить в те города, в которых театрам тяжело. Красноярск, Хабаровск, Калуга… — список длинный. Есть и благополучные организации и благополучные театры, например, Нижегородский театр. Но это очень относительное благополучие. Все российские театры чувствуют нашу жизнь. Но я подчеркиваю, что художник никогда не должен жаловаться на отсутствие денег. Руководитель должен, а художник — нет. Раз я выхожу на сцену, то не должен думать о том, что театру не хватает денег. Кто-то другой, но не я.

 — Но вам-то уж, наверное, приходится об этом думать, особенно сейчас, вы же еще и директор в театре «Еt cetera»?

 — Я - не директор,я — и.о. директора. Для меня это очень важно: эта должность временная и постоянной не будет никогда. Я упорно ищу директора, не хочу бухгалтерские счета подписывать, да и не только счета. Иначе времени не будет заниматься творчеством — станешь другим. Забудешь свою способность вопить, станешь холодным и рассудочным, а холодному и рассудочному актеру и режиссеру в театре делать нечего. Меня волнует больше всего нравственная пре посылка художника. Как бы не сделать так, чтобы то, что ты произносишь на сцене, соответствовало тому. какой ты. как ты ведешь себя в жизни.

 — Как же быть в таком случае со спектаклем «Так победим!», с ролью Ленина, которую вы сыграли?

 — Была абсолютно человеческая предпосылка играть этот образ. Трагическое одиночество человека, ставшего рабом своей идеи. Когда идея заковывает тебя так, что ты начинаешь всех жрать — и себя. Вот что хотел передать я, вот что мы хотели показать спектакле.

 — У нас получился своего рода мини-отчет перед грядущим съездом?

 — Что ж делать, если остается только год… Я знаю, что сделано, а что — нет. Я оптимистически настроен потому, что знаю, большая часть сделана и продолжает делаться.


* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета