для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| выбираю роль болельщика |

Выбираю роль болельщика

Советская культура, 2.02.1984
Он позвонил сразу же после моей командировки в Днепропетровск и знакомым, чуть с хрипотцой, «калягинским» голосом, в котором угадывалась грусть, спросил: «А что, мог ли все-таки выиграть „Спартак“ или шансов не было никаких?..»

Я стал говорить то, что говорил уже многим другим: спартаковцы устали от напряженнейшей концовки сезона, чересчур много сил и эмоций отнял матч с «Астон Виллой», наконец, «Днепру» в тот день удалось доказать на деле свое право называться чемпионом. страны. Говорил и понимал, что все это в так хорошо известно. И знал — у настоящего болельщика от этого на сердце легче не становится.

Уже позднее, когда страсти по поводу напряженной развязки сюжета первенства улеглись и нам удалось повидаться, я поинтересовался, почему же его футбольные симпатии отданы именно «Спартаку».

Все, о чем мы говорили в тот раз с народным артистом РСФСР Александром Калягиным, касалось футбола, и мне кажется, что многое из сказанного им представляет интерес. Вот почему я и решил вернуться к нашему разговору сейчас — в канун нового футбольного сезона, когда трем советским клубам, в том числе и «Спартаку», предстоит продолжить борьбу в европейских турнирах.

 — Почему именно «Спартаку»? — переспросил Калягин. - Да потому, что эта команда прежде всего играет в футбол. И Только с помощью игры стремится идти вперед. Живет на поле, а не существует, борется в каждом матче, а не участвует в нем. Это ли не те самые качества, которые наиболее уважаемы и ценимы болельщиками? И за всем этим, на мой взгляд, угадывается мудрость наставника, старшего тренера клуба Константина Бескова, чьи футбольные вкусы позволяют создавать игру, радующую сердца миллионов поклонников. Причем не только спартаковских. ..

 — Стало быть, вы считаете, что лицо команды прежде всего определяет ее наставник?

 — Безусловно. Так же, как и в театре все: репертуар, подбор актеров, профессиональный уровень постановки — в первую очередь зависит от главного режиссера, так и в футболе все начинается и заканчивается тренером. И, если он профессионал высокого класса, как и режиссер видит будущий спектакль, обязан видеть игру своей команды, чувствовать ее. Ведь, придя в 1977 году в «Спартак», Бесков уже наверняка знал, каким он хочет сделать его. Знал и искал, кто поможет ему в этом. И поиск тот был ознаменован целым рядом удачных открытий, находок. Вспомните, как неожиданно появились в составе сначала Дасаев, Романцев, Шавло, а чуть позднее Черенков, Родионов. Помнится, немногие верили, что приглашенный из московского «Динамо» Гаврилов, а из костромского «Спартака» Ярцев, которому уже было под тридцать, заиграют. А они преобразились буквально на глазах, стали игроками сборной… Бесков — тренер, никогда не идущий на поводу у обстоятельств, постоянно стремится сам управлять ими.

 — А кто еще из наших тренеров вам импонирует?

 — Эдуард Малофеев. Интереснейшая личность. И футболист был своеобразный, и в тренерском деле стремится избегать стандартов. Так же, как и Бесков в «Спартаке», Малофеев в минском «Динамо» начинал практически с нуля. Да и команду принял далеко не в идеальном состоянии. Но не дрогнул, а пошел своим путем. Стал искать интересных футболистов, создавать игру, которую уже видел, чувствовал. И в результате последние два сезона минчане завоевывают «золото» и «бронзу». Но дело даже не в медалях и местах, а в том, что наш футбол приобрел еще один своеобразный клуб, радующий своей игрой, в котором выступают такие прекрасные исполнители, как Курненин, Пудышев, Зыгмантович, Сокол, Гуринович. 

 — Означает ли это, что, кроме «Спартака» и минского «Динамо», по итогам прошлого сезона среди команд высшей лиги больше некого выделить?

 — Нет, это вовсе не так. Заслуживают добрых слов, и прежде всего за смелость, ставший чемпионом «Днепр» и дерзко заявивший о себе «Жалытнрис». Но если брать за основу игру и подходить к ее оценке по большому счету, до здесь, на мой взгляд, речь можно вести лишь о спартаковцах и минчанах. Коль скоро мы заговорили о прошлом сезоне, то нельзя обойти вниманием неудачи динамовских команд Тбилиси и Киева, от которых мы по традиции ждали успехов. Киевлян, по-моему, подвело их же постоянное стремление к программным действиям. С уходом в сборную Валерия Лобановского привычный рабочий ритм, выверенный им годами, нарушился. Отсюда и место за пределами шестерки. У тбилисцев смелый эксперимент Нодара Ахалкаци, связанный с резким омоложением состава, себя не оправдал. И теперь нового старшего тренера Давида Кипиани, которого я очень ценил и любил как футболиста артистичного, вдохновенного, ждут нелегкие испытания, связанные с восстановлением былой игры. Убежден, что при определенной поддержке и терпении ему это удастся сделать. И в этом должны быть заинтересованы все мы, поскольку грузинский футбол (как и театр) издавна снискал себе славу и уважение добрыми традициями, постоянными творческими открытиями и победами.

Тут мне хочется сказать еще вот о чем. Недавно был обнародован длиннющий список освобожденных и заново утвержденных старших тренеров различных команд. Можете себе представить, что бы сталось с нашими театрами, если бы в них, не дай бог, вот так же легко и играючи меняли главных режиссеров?

 — Ну, а что вы могли бы сказать о нашей сборной?

 — Скорее всего то же самое, что и многие другие. Ее отсутствие в финале европейского первенства во Франции чрезвычайно огорчительно. И самое главное, что попасть туда ей было вполне по силам. Но в спорте, как и в искусстве, без риска порой не обойтись. Убежден, что, сыграй в Лиссабоне наши футболисты смелее, острее, забудь они о том, что попасть в финал могут и с помощью ничьей, все могло бы сложиться по-иному. Впрочем, возможно, дело здесь не только в этом. Мы уже говорили о роли тренера. У нас почему-то принято винить во всех неудачах его одного. Между тем сборная страны, хотя и не попала в финал, поставлена на второе место в европейской классификации, а руководители команды в очередной раз… отправлены в отставку, как и их предшественники.

 — Я обратил внимание на то, что, обсуждая футбольные проблемы, вы постоянно вспоминали о театре…

 — В этом нет ничего удивительного. У искусства и спорта много общего. И прежде всего в стремлении к подлинному творческому поиску, без которого ни там, ни здесь успеха не достичь. Среди людей искусства всегда было много страстных поклонников футбола. Его просто обожал покойный Михаил Михайлович Яншин. Сейчас на трибуне частенько можно увидеть драматурга Алексея Арбузова. Никита Михалков — капитан футбольной команды кинематографистов. А Анатолий Ромашин и Армен Джигарханян вместе с уважаемым Гавриилом Дмитриевичем Качалиным — тренеры сборной Театра имени Маяковского. Мало кто знает, что каждый год в Москве проходят футбольные турниры театральных коллективов. И, поверьте, во многих матчах актеры играют так же вдохновенно, как и на сцене.

 — А если бы вам предложили участвовать в фильме о футболе: какую бы роль выбрал Александр Калягин?

 — Сами понимаете, что от роли «звезды», наводящего страх своими прорывами и ударами на оборону соперников, мне бы пришлось отказаться, за роль тренера взяться также не рискнул бы - слишком уж непостоянное к ним отношение. Так что остается одна, но зато привычная роль — преданного, верного болельщика.

 — Ив заключение: каковы ваши пожелания тем, кто играет и просто смотрит футбол?

 — Постараться все сделать для того, чтобы в новом сезоне он был по-настоящему красивым и победным. Тогда удастся избежать взаимных разочарований. 


А. Львов
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета