для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| жажда и радость работы |

Жажда и радость работы

Советская Эстония, 7.07.1983
- Немосквичи МХАТ видят редко. В лучшем случае и когда-нибудь приедет на гастроли, как сейчас в Таллин. Или, бывая в Москве, умеешь посмотреть какие-нибудь спектакли. Поэтому вас мы в первую очередь знаем как киноактера. Отсюда и такой вопрос: ваши работы в кино и в театре составляют одну актерскую биографию или все-таки их две?

 — Смотря с какой точки зрения. С точки зрения репутации, с точки зрения фамилии в титрах и программках мне не все равно, где я играю. С точки зрения актерской биографии, бедной или богатой ролями, — мне тоже это не все равно. Корректирование может идти по-разному. Вот, например, в театре я роль такого плана не пробовал, а в кино мне ее предлагают. Вот в этом смысле для меня одно и то же, где сыграть, в кино или театре. В плане моего актерства все равно, такая моя профессия — актер.

Конечно же, как актер я должен сам себе помогать. Потому что никто другой мне не поможет. Можно надеяться на подсказку самых близких людей, но и им все не объяснишь.

Если раньше я в кино, да и на телевидении, полиглотничал, не гнушался никакой работы, играл разные роли, в разных пьесах, разного качества и содержания, из разных эпох, то не потому, что хотел вырваться, а потому, что понимал — выход в работе.

Была жажда и радость работы. Набирался опыта именно в кино, театр первоначально мне столько работы не давал.

Но и кино не давало таких больших ролей, какие я имею сейчас. Я просто надеялся, что мне повезет, был уверен, что надо всегда быть в форме, быть готовым, ибо когда уже повезет, готовиться будет некогда.

И мне действительно повезло, и к этому моменту я не задавал на съемочной площадке глупых вопросов.

А со временем я стал щепетильным в выборе роли, щепетилен и сейчас, и это не чистоплюйство. Всегда выходит себе дороже играть в плохих картинах. Бог меня уберег, и я счастлив, что я в таких фильмах не снимался, хотя прельщали интересными поездками — в Америку, Францию, Англию. 

Иногда отказываешься сниматься потому, что роль подобного плана уже играл. Спрашивают: «Как? Где?»

 — В театре, — отвечаю.

 — Так в кино-то ты такого не играл!

Это для режиссера все равно, а для меня не все равно. Правда, согласие еще зависит и от умения режиссера убедить тебя своим решением роли.

Но за свою судьбу отвечаешь ты сам.

 — Ваши работы в фильмах Никиты Михалкова — тема для отдельного разговора, но все-таки, пожалуйста, несколько слов о них. 

 — Никита Михалков человек очень одаренный, талантливый. Я не устаю говорить о его педагогическом даре. Талантливый режиссер — это много. Но когда талантливый режиссёр обладает талантом педагога, умением расковать актера- это богатство, такой режиссер ценен вдвойне.

Все актеры, снимающиеся в кино, говорят, что кино эксплуатирует найденное в театре. И они правы, почти всегда так и бывает, в этом смысле кино мало что дает актеру. Школы, методологически нового дает мало, Никита Михалков умеет дать актеру новое, раскрыть его с неизвестной стороны.

Я сам педагог, знаю, как тяжело работать со студентами. А с актером, который заштампован, со своими привычками, — трудно вдвойне. Содрать кору привычек, сделать его игру сутью — это может только педагог.

Поэтому актеры так любят сниматься у Никиты Михалкова.

 — Сейчас в театре вы играете Тригорина в «Чайке», Федю Протасова в «Живом трупе», Владимира Ильича Ленина в «Так победим». Все эти работы последних трех лет. Как вдруг все так сошлось?

 — Сошлось, да. Как ни странно, после Лени Шиндина из пьесы Александра Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся», сыгранного в 1979 году. К тому времени у меня была известность в кино, в театре — меньше, как будто одно к другому добавлялось. Сошлось же благодаря Олегу Николаевичу Ефремову. Он сам прекрасный актер, режиссер, не против, чтобы его артисты снимались. Он и видит сам, и слышит, как снялся тот или иной актер, хорошо или плохо. Это тоже корректирует работу.

Вот так я и сыграл Леню Шиндина. Роль была сделана трагикомически, с выходом на трагическую ноту, решена не однопланово, а в разных ключах. Это давало возможность и мне выступить в новом качестве. К этому времени многое было пережито, передумано, перестрадано, многое накопилось — и выразилось через роль Лени Шиндина.

Так и сошлось.

 — Почти все актеры, с кем доводилось говорить, клянутся в любви к импровизации на сцене. А спектаклей, где роли бы импровизировались, мало, да почти и нет.

 — Ох, импровизация больной вопрос. Конечно, каждый актер еще в студенчестве слышит, что, мол, был такой гениальный актер Михаил Чехов, что его Хлестаков в сегодняшнем спектакле не похож ни на вчерашнего, ни на завтрашнего. Мы про Михаила Чехова изучаем, мы его на сцене не видели. Но когда еще в школе начинают вдалбливать, что роль только тогда готова, когда в ней начинаешь свободно импровизировать, то молодой актер и думает, что импровизация — смысл существования на сцене. И начинает путать ее со свободным поведением. Думает, что если он на сцену выходит не деревянный, то он уже импровизирует. Если он вчера в фразе «я пошел на работу» сделал акцент на «пошел», а завтра — на слова «на работу», то это уже импровизация, Или, еще того пуще, начинает пошлить. А свободное поведение, отсутствие мышечного напряжения — это только предпосылка к импровизации, маленький шажок к ней. Да и вообще, далеко не каждый актер способен к импровизации. Способность эта зависит и от культуры самого актера.

Можно тонко сыграть, внутренне сымпровизировать роль. Может быть, зритель этого и не заметит, но актер сам знает, и специалист оценит: сегодня у него в этой сцене «другой глаз», более теплый. Или более трагический. Это гораздо более ценно, чем обязательное внешнее проявление. 

 — Актерская удача, актерское везение, как говорят сами актеры, идет полосой.

 — Понимаю. Сам об этом думал. Сказал бы так; задумываясь над тем, что есть моя работа в театре и в кино, решал сам для себя, как отнесусь, если время пройдет и не будет у меня ролей. Болезненно отнесусь? Как к катастрофе? Не знаю.

Отсутствие ролей, даже когда я не был известен, меня не пугало. Делал литературные программы, потом решил заняться педагогикой… Работа меня не обделяла, я сам ее искал и находил, Может быть, пауза даже на пользу пойдет, психовать по этому поводу не буду, это точно, найду, чем заняться. Те роли, которые в театре играю, так со мной и останутся, а в кино — изменчива фортуна.

Но самое главное вот что. Я очень хорошо помню то время, когда был никем. С какими сложностями, с каким трудом, через какие личные и творческие трагедии я прошел, прежде чем добился нынешнего положения. Я не стараюсь забывать то, через что прошел. Наоборот, часто вспоминаю. Это тоже гарантия того, что без таких ролей не свихнусь. Это дает возможность глядеть на нынешнее положение свое трезвым взглядом.

 — А сегодня — какая работа на очереди?

 — «Мертвые души». Снимает на «Мосфильме» Михаил Швейцер. Пять серий, для телевидения. Его собственный, и очень хороший, сценарий написан по первому тому. Хотелось бы, чтобы получилось, как у Гоголя написано, — «поэма», не интермедии на тему «Чичиков и другие». Есть и сцены его детства, как пришел он к тому, что описано.

В фильме будет еще один главный герой. Гоголь, автор. Его играет Трофимов из театра на Таганке.

 — И последний вопрос. Какие качества человек обычно ценит в человеке — общеизвестно: доброту, честность, верность… А что вы, как человек больше всего ненавидите в людях?

 — Непорядочность. Я сам грешен, не ангел, ангелов нет. Но какой бы человек ни был, талантлив ли он, или нет, какой бы пост ни занимал, для всех одно должно быть правило — порядочность. Сейчас столько приходится сталкиваться с ее противоположностью, что тоскуешь по самому элементарному — чтобы человек отвечал за свои слова.


Этэри Кекелидзе
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета