для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| великая радость творчества |

Великая радость творчества

Красная звезда, 2.10.1982
Спектакль Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького «Так победим!» стал крупным явлением советской сценической Ленинианы. Роль Владимира Ильича Ленина в нем исполняет заслуженный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Александр Калягин. Талантливый артист сумел найти свои яркие, запоминающиеся средства сценического воплощения этой сложнейшей роли, создав образ большой силы и глубины.

Сегодня, по просьбе наших читателей, мы рассказываем о творчестве А. Калягина. Беседуют с артистом наш корреспондент подполковник Г. Иванов и нештатный корреспондент майор М. Болотин. 

 — Расскажите, пожалуйста, Александр Александрович, об особенностях творческих задач, которые довелось вам решать в публицистической драме «Так победим!»

 — Честно говоря, предложение главного режиссера МХАТа Олега Ефремова сыграть роль Ленина было для меня абсолютно неожиданным. Мне казалось, что я внутренне не готов к ней. Многие актеры не скрывают того, что сыграть такую роль — их заветная мечта. Я же всю жизнь играл комедийные роли эксцентрического плана… Однако, начав работать над образом, понял: это то, чего так не хватало мне в творчестве. И, еще повял, насколько ответственна и сложна вставшая передо мной задача.

В основу пьесы, как известно, положен исторический факт: последнее, пятнадцатиминутное пребывание Владимира Ильича в своем кремлевском кабинете после продолжительной болезни. И здесь, в соответствии с замыслом автора М. Шатрова, память вождя воспроизводит наиболее яркие, драматические эпизоды его титанической деятельности после победы Октября, когда партия под руководством Ленина вела борьбу против голода, разрухи, белогвардейцев и интервентов, кулацких банд, опасных политических течений и группировок внутри партии. Деятельность вождя в тот период — процесс сознательного самопожертвования ради торжества пролетарского дела, счастья будущих поколений советских людей. Ильич не только гениально мыслил, но и гениально чувствовал. Боль страны, народа он воспринимал, как свою личную боль, и при этом сила его чувств соответствовала остроте и масштабам всенародных проблем. Вот это эмоциональное состояние Владимира Ильича я и хотел воссоздать на сцене.

Понятно, что каждое слово, жест, интонация, при этом должны быть выверенными, точными, линия поведения исторически достоверной. Задача творчески очень увлекательная, даже дерзкая. Ведь чувства нельзя изображать, их нужно переживать самому. В пьесе «Так победим!» в отличие от многих других произведений сценической Ленинианы трехчасовое действие ни на минуту не остается без прямого участия главного героя. Высокая художественная и психологическая интенсивность драмы требует от исполнителя глубокого актерского перевоплощения, полной нервной и физической самоотдачи. Неудивительно, что каждый раз перед выходом на сцену в роли Ленина я переживаю, наверное, то же, что человек, выходящий в открытый космос, — необычайно волнующее ожидание очень трудного и неизведанного.

В создании сценического образа Ленина меня вдохновляет его устремленность в будущее. «Мы нашли верную дорогу. Не сворачивать, — призывает вождь. — Так победим!..»

 — Как вы сами отнеслись к такому большому успеху? Как шли к нему!

 — Роль Ленина я сыграл в сорок лет. Это возраст профессиональной зрелости артиста. К сорока годам актер должен суметь выразить себя в искусстве или попять, что самовыражение уже не состоится. У меня немало любимых ролей. Например, Платонов из «Неоконченной пьесы для механического пианино», Аргон из «Тартюфа». Однако они не давали мне полной творческой удовлетворенности. От одного знакомого фронтовика я услышал, что после победы над врагом в очень важном и трудном бою он подумал: «Ну, теперь не страшно, если убьют!» Вот это сознание выполненного долга ощутил и я после исполнения роли Ленина: долга перед учителями, зрителями, искусством, перед памятью Владимира Ильича. Я испытал небывалый прилив творческих сил, вдохновения, хочется еще играть и играть.

Что же касается дороги, которой я шел в искусстве, то она не была легкой, кем-то проторенной. Рос не в актерском окружении, поэтому на профессиональную помощь в случае неудачи рассчитывать не приходилось. Начал с нуля, знаю, что такое безвестность, непопулярность. Но никогда у меня не возникало сомнений в правильности выбранного пути.

Увидев в детстве Чарли Чаплина, я был потрясен и покорен им. Попытался подражать ему, потом брал «заочные уроки» у Аркадия Райкина. Мальчишкой не знал большей радости, чем посмотреть спектакль. А дома, перед единственной зрительницей, своей тетушкой, разыгрывал его заново. С большим желанием занимался в студии художественного слова при Дворце пионеров. Тем не менее «учиться на артиста» стал не сразу. Вначале по настоянию. родственников окончил медучилище. И лишь потом, уже работая фельдшером на «скорой помощи», поступил в Театральное училище имени Щукина.

Для актера очень важно найти свой театр. Потому-то я играл в Театре на Таганке, Театре имени Ермоловой. И вот в течение одиннадцати лет — во МХАТе. Здесь мне удается наиболее полно воплощать свои творческие принципы, замыслы.

Бывает так, что после какой-то роли уже не можешь играть по-старому, понимая, что надо играть иначе, лучше. Значит, от нее начался для тебя новый, более высокий этап артистического совершенствования. Такими этапными были для меня роли Поприщина («Записки сумасшедшего»), Галилея («Жизнь Галилея») в театре и Платонова в кино. Чтобы создать образ, который стал бы для тебя самого точкой отсчета в творческой деятельности, требуется совпадение многих субъективных и объективных факторов. Из числа первых назову умение актера работать самостоятельно, неустанно шлифовать сценический образ. В числе вторых решающее значение имеет помощь талантливого, требовательного режиссера.

Мне очень повезло на режиссеров. Каждый, с кем довелось работать, многое дал для моего творческого роста. Виктор Титов, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов и некоторые другие определили этапы моей актерской деятельности, сих помощью я и поднимался по ступенькам творческой лестницы к роли Ленина.

 — Чем вы руководствуетесь, принимая предложение сыграть ту или иную роль?

 — Сейчас много талантливых драматургов. Ими написаны замечательные пьесы, которые поднимают острые социальные проблемы (чего, кстати, не скажешь о кино- создается впечатление, будто оно несколько робеет перед актуальными общественными темами). Мне предлагают немало ролей. Я люблю разные жанры, новые для меня характеры, но стараюсь не повторяться в творческом плане. Не браться за роль, которая была бы мельче, шагом назад по сравнению с последней, этапной ролью.

 — Вам присуждена Государственная премия СССР. ..

 — Да, этой премии удостоен весь творческий коллектив фильма «Допрос», снятого киностудией «Азербайджан-фильм». Я сыграл там роль следователя. Этот герой полюбился мне тем, что в сложнейшей ситуация сумел проявить высокие партийные в человеческие качества.

 — Что вам дали в творческом отношении ваши недавние встречи с воинами Группы я советских войск в Германии?

 — Раньше мне доводилось лишь эпизодически выступать в воинских частях. Недавно же мы с заслуженными артистками РСФСР Любовью Стриженовой и Екатериной Васильевой гастролировали в группе войск в течение двух недель. Срок хоть и невелик, но достаточен для того, чтобы ощутить атмосферу воинских коллективов, понять особенности жизни и труда людей. И несущих службу на передовых рубежах социалистического содружества. За это время мое всегдашнее уважение к воинам переросло в чувство восхищения их мужеством, самоотверженностью. Если теперь мне представится возможность сыграть роль военного, я знаю, как это сделать. Мне понравилось, что во многих воинских коллективах заботятся о развитии театральной художественной самодеятельности. Это заслуживает всемерной поддержки. Пройдя через самодеятельный. коллектив, я высоко ценю ее, эту школу приобщения к искусству. Она многое дает участникам в развитии художественного вкуса, артистических задатков. К сожалению, сейчас во многих коллективах — имею в виду не воинские — основное внимание сосредоточивают на эстрадной самодеятельности, видимо, потому, что для организаторов она менее хлопотна. Но односторонний подход к самодеятельному творчеству масс, особенно молодежи, чреват сужением культурного кругозора, обеднением духовной жизни людей. Это нужно иметь в виду культпросветработникам, да и ее только им. 

 — Какие ваши ближайшие творческие планы?

 — Совместно с режиссером Анатолием Эфросом работаю над спектаклем «Живой труп», в котором моя роль только рождается, и пока еще трудно судить, насколько удастся задуманное.

* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета