для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| работа калягина |

Работа Калягина

Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
Александр Калягин в театре 13 лет, а в кино — 8. На сцене сыграно около двадцати ролей, в кино — более двадцати. Но подлинная слава пришла к нему недавно. Фильмы «Преждевременный человек», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Каждый день доктора Калинниковой», «Раба любви» познакомили с ним многих зрителей, а роль Платонова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» сделала Калягина одним из самых популярных в любимых наших актеров.

МЕЧТА

Почти тридцать лет тому назад в Москве, на улице Кирова, в коммунальной квартире, где жили одиннадцать семей, мальчик собирал своих сверстников на спектакли. Он сам построил игрушечную сцену, сам придумывал спектакли, где мамины бусы изображали змею, а флакончик из-под духов — дворец.

Калягин: — Я всегда знал, что буду актером. Других планов не было. Не было даже боязни: мол, вдруг не выйдет. Когда меня не приняли в театральное училище, не расстроился. Знал — поступлю на будущий год. И поступил. 

Он занимался во Дворце пионеров — читал стихи. Он был из тех хорошо знакомых нам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляют взрослых дядей и тетей на торжественных собраниях. Стал постарше — начал выступать с чтением серьезной литературы, любовь к которой привили ему мать и первая его режиссер-учитель Н. А. Буйван. Это было уже и Народном театре чтеца. С тех времен Калягин верит, что актеру надо начинать именно с чтения. 

Калягин: — Чтение научило меня владеть вниманием зрителей — без помех и посредников. В нем соединяется мысль автора, твоя мысль и твой темперамент. Учишься проникать в глубь литературы и одновременно постигаешь актерское искусство.

На первом курсе его чуть не выгнали за профнепригодность, не вызывал он надежд у педагогов: внешность неброская, голос с хрипотцой… И здесь сработало то, что теперь Калягин называет «инстинктом выживания»: он начал оголтело работать, повинуясь страстному, необоримому желанию быть на сцене. И стал одним из первых на курсе.

КАНВА СУДЬБЫ

Впрочем, сначала Калягин окончил медучилище (по совету матери, на всякий случай), а потом два года работал фельдшером на «Скорой помощи». Эти годы не прошли впустую, как ничто не проходит в жизни… Но об этом — дальше. После Щукинского училища попал в театр на Таганке. Там, казалось бы, все складывалось неплохо: играл хорошие роли, например, заглавную в спектакле «Галилей» по Б. Брехту. Но вскоре ушел оттуда.

Калягин: — Там работают талантливые актеры, но театр этот очень специфичен, и режиссерские методы не совпадают с моей индивидуальностью. А беречь свое лицо, свое «я» крайне важно для актера.

Потом — театр имени Ермоловой, теперь — МХАТ. И снова отличные роли в спектаклях «Старый Новый год», «Муж и жена» М. Рощина, в «Дачниках» М. Горького. Одновременно — съемки в кино, на телевидении, концерты с чтением Рабле, Платонова… Недавно ему присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. 

ПОСТИЖЕНИЕ СЕБЯ

Калягин: — Как много удивительного переживали мы в детстве! Это колодец, из которого можно черпать и черпать чувства, которые хватит на тысячу ролей! У меня мурашки бегут по коже, когда я вспоминаю ощущение одиночества или тоски, пережитые в детстве… Чувство одиночества, например, для меня подсознательно сохранилось так: мама привела меня в детский сад и уходит, спускаясь вниз по лестнице, и я, чуть не плача, смотрю ей вслед, а нянечка в белом халате уже тянет-тянет меня за руку, прочь…

Сейчас, занимаясь со студентами, он старается научить их «вытаскивать» это своё прошлое.

Калягин считает, что актеру нужно как бы рассматривать собственную душу, узнавая, почему это ты любишь, это — ненавидишь, это — тебе безразлично… Так же он относится и к тому, что называют «жизненный опыт».

Калягин: — «Зигзаги» в актерской судьбе — это не только не страшно, но даже желательно, на мой взгляд. Всегда интересней и богаче люди, которые до театра повидали еще что-то. Но дело далеко не в том, что ты увидел. Важно — как ты к этому отнесся. То, что я работал на «Скорой помощи», важно не само по себе, а потому, что изменило мою душу: сцены горя сделали ее ранимей. Как изменился ты от соприкосновения с тем или иным событием — единственное, что действительно важно для роста человека, а особенно актера.

РАБОТА

Калягину нравятся люди с «жилкой»: настойчивые, упорные, твердо идущие к цели. И сам он, если судить по событиям его жизни, такой. Несколько лет назад одна газета даже противопоставила его молодым актерам, ждущим, пока их заметят режиссеры: Калягин самостоятельно делает моноспектакли, не дожидаясь милостей от природы". Но сам про себя он говорит, что не настырен. Даже ленив. И нет у него сейчас необузданной жажды играть, играть, играть…

Калягин: — Есть роли — так есть, хорошо. А если нет… Ну что ж, отчаиваться не стану… Хотя с годами их отсутствие переживаешь все сильнее.

Думаю, это не поза — принцип. Он верит: актеру нужно больше «накапливать» — обязательно наблюдать, сопереживая, и реже «выплескивать» перед зрителем накопленное. Именно это «накопление», по мнению Калягина, в соединении с «я» актера, его характером, внешностью, генами и дает то, что он считает важнейшем в искусстве, — интуицию. 

Калягин: — Талант — это, по сути дела, тоже интуиция. Актер интересен неожиданностями, и интуиция это проявляет. Потом идет осознанное действие, детальный разбор роли, но это — дальше… А сначала — интуиция. И рождается она в переплетениях характера, опыта, судьбы.

РОЛИ

Калягин: — Я стараюсь, чтобы каждая моя новая роль немножко двинула меня вперед как актера. Ну и, конечно, главная задача — создание интересного образа. Только не спрашивайте меня, удовлетворен ли я сыгранными ролями! Я боюсь такого чувства — успокоиться, сказать себе «молодец»… Нет, нет! Скажу лучше вот что: мне всегда важно, чтобы в роли была трагикомическая нотка. Трагикомедия — мой любимый жанр. Когда после раскатов смеха вдруг возникает мертвая пауза — и уж не то что смеяться, рыдать хочется…

В ролях он ищет противоречивого, сложного, неоднозначного. Ему претит «однотонность»: банальность он не переносит ни на сцене, ни на экране, ни в жизни. Кстати, он против бытующего среди некоторых актеров разделения: «вот — сцена, вот — жизнь, и не надо их смешивать». Наоборот, он даже не может представить себе, как разорвать их. 

РЕЖИССЕРЫ

В работе с режиссерами ему важно взаимопонимание. 

Калягин: — Мои любимые режиссеры? В кино — А. Роом и Н. Михалков, а в театре — О. Ефремов и Р. Виктюк.

Н. Михалков: — Я очень люблю работать с Сашей, это доставляет мне радость. Еще и потому, что работать с ним неимоверно тяжело. Даже «уловить» его трудно: вечно он в спешке от одной съемки на другую, из театра на концерт…

…Но когда он берется за работу с полной отдачей, тут начинается период чрезвычайной наполненности. хотя и мучительно трудный… Мне хотелось бы занимать Сашу в ролях разных, давать ему роли, не похожие на предыдущие. 

Ведь он способен очень на многое. На большее, чем сделал пока…

Р. Виктюк: — Когда думаешь об актерах, представляешь огромное поле, усеянное птицами, большими и малыми. Птицы машут крыльями, но не взлетают… Но есть птицы и летающие. Это — Калягин. 

ДЕНЬ АКТЕРА

Калягин: — Никак не могу выспаться… В 10.00 — репетиция в театре. К трем меня ждут на телевидении. В семь у меня концерт. Приезжаю домой часов в 11—12. Читаю только с 12 до 3 — другого времени просто нет. Никак не удается заснуть раньше трех… Читаю, признаться, не много. В основном то, что советуют друзья. Любимые авторы? Пушкин, Чехов… Сейчас готовлю для концертов стихи Пушкина: у меня еще не было поэтической программы. Из современных писателей люблю Ю. Трифонова. Кроме него, В. Распутина, В. Быкова, В. Астафьева — это такая литература, которая надолго входит в душу. Из журналов выписываю «Иностранную литературу» и «Науку и жизнь». В театре как зритель бываю редко. В кино почти не бываю: некогда. Зато читаю массу киносценариев. Еще читаю письма, которые мне присылают зрители. Иногда получаю такие, на которые не могу не ответить. В свое время А. Райкин ответил на мое мальчишеское письмо, это сыграло роль в моей судьбе.

Работа актера не из тех, где можно сказать: «Мой рабочий день окончен». Она не приспособлена для людей, умеющих работать «от сих до сих». Она требует всего человека — полностью и навсегда.


Г. Вирен
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета