для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| в кино и в театре |

В кино и в театре

Магнитогорский рабочий, 5.07.1978



Большим событием в культурной жизни магнитогорцев явились трехдневные гастроли в нашем городе Московского художественного академического театра им. М. Горького. Корреспондент «Магнитогорского рабочего» встретился с одним из ведущих актеров театра, популярным артистом кино А. Калягиным.

Мы встретились с Александром Александровичем Калягиным после его знакомства с металлургическим комбинатом, городом. Актер был переполнен впечатлениями от Магнитки.

 — Меня потряс, ошеломил индустриальный пейзаж левого берега. Ничего подобного но приходилось видеть. А комбинат… Все было впервые, — рассказывал он.

Роли Калягина невозможно делить на большие и маленькие. Вспомните Дениса в «Подранках», Букеева в «Преждевременном человеке», Калягина в «Рабе любви», доктора Карасика в «Каждом дне доктора Калинниковой», Платонова в «Неоконченной пьесе для механического пианино»… (всего у заслуженного артиста РСФСР А. Калягина больше полутора десятков ролей в кино). Диапазон его ролей необычайно широк, но было в каждой и нечто постоянное, свое, калягинское — органичная мягкость, тончайший психологизм, внутренняя насыщенность. Как актер он очень неожиданный. В кадре или на сцене Калягин (пусть и молчащий — но как молчащий! — в молчании этом всегда чувствуется постоянная работа мысли), словно магнит, притягивает к себе снимание. За считанные минуты экранного существования героя Калягина мы успеваем прочувствовать внутренний мир этого человека. Таи было и в спектакле МХАТа «Заседание парткома», где Калягин исполняет одну из ролей.

Я прошу Александра Александровича рассказать о себе, о том, чем определился для него выбор профессии актера.

"Театр любил с детства, — говорит он. — Дома устраивал кукольные представления. Но по настоянию родителей после школы поступил в медицинское училище. «Актером ты станешь, — говорили они мне. — А профессию приобрести не мешает». Потом два года работал на «скорой помощи». Проучился два курса в медицинском институте и ушел — не выдержал — в театральное училище имени Щукина. Закончил его в 1965 году…

 — Актеру действительно не мешает иметь «вторую» профессию. 

После окончания училища — два года работы в театре на Таганке. Театр этот особый. Там я не прижился. Ушел в театр имени Ермоловой. И снова — по разным причинам — долго не задержался. Наконец, в 1970 году Олег Ефремов, перейдя из «Современника» во МХАТ, пригласил меня в Художественный театр.

 — После стольких поворотов и «уходов» вы, кажется, осели серьезно — во МХАТе уже восемь лет. Нашли ли вы там то, что искали что вы хотели найти?

 — Я думаю, каждый актер ищет «свой» театр. Бывает, всю жизнь. И не всегда находит. Истоки этого — в неудовлетворенности собой, в том, что и как ты делаешь в данном театре. Н не вникаю, скажем, почему меняет театры Смоктуновский, но думаю, тоже по этой причине.

Не могу сказать, что я удовлетворен своей работой во МХАТе. Пожалуй, и здесь я пока не нашел «своего» театра. Нет. Точно. И не скрываю этого. Почему? Долго объяснять. По именно театр сделал из меня актера. В 1968 году я сыграл Поприщина в моноспектакле «Записки сумасшедшего» (пожалуй, лучшая моя работа в театре до сих пор). С этого и пошли рецензии, приглашения в кино, на телевидение. ..

В 1971 году был Никон Букеев в «Преждевременном человеке» — роль, определившая во многом мое кинематографическое будущее.

Кинематограф, если честно — дает мне гораздо больше, чем театр. И удовлетворения, и счастья, и мук…

 — Александр Александрович, чем вы руководствуетесь при выборе роли?

 — У меня одно-единственное желаний — не повторяться. Ни в одной роли. Считаю, что пока мне это в какой-то степени удавалось. Не люблю актерских разговоров вроде: «Я ищу в этой роли добро…» Все роли можно исследовать: и добро, и зло, и смешное, и серьезное. Лишь бы не повторяться.

Сейчас больше люблю роли трагикомического плана — что может быть выше? Таков для меня — Платонов в «Механическом пианино». Я счастлив даже, если находятся хотя бы кусочки трагикомического в роли. Дай бог, чтобы это случалось почаще.

Для меня важно, чтобы режиссер был интересным человеком во всем. Тогда больше вероятности, что наши творческие устремления совпадут. И атмосфера на съемках будет настоящая, приносящая радость.

Так было у меня с Роомом, Титовым. Очень близки и дороги мне по творческому духу Станислав Любшин и, конечно, Никита Михалков. Думаю, по фильму бывает видно, какой был характер творческого содружества.

 — Некоторые считают, что Платонов — ваша «золотая» роль. Как вы относитесь к «своему» Платонову сейчас?

 — Платонов… Да -в нем воплотилось все, что я делал и в искусстве, и в жизни. Значит, все дальнейшее определяется Платоновым. Возврата нет.

Сейчас я снова занимаюсь большой, серьезной работой в фильме «Верой и правдой». Его ставит Андрей Смирнов. Новые роли в театре? Да, готовлю, и одна из них в пьесе Александра Вампилова «Утиная охота».

Обаяние, мягкость, особая внутренняя отзывчивость и доброта — таким был Александр Калягин в течение нашего разговора. Мне кажется, таков он всегда.


Беседу вел В. Мозговой

* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета