для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| андрей житинкин дописывает томаса манна |

Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна

Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Зрители уже привыкли к тому, что наши режиссеры с классиками не церемонятся, но чтобы так? Досочинены сюжетные линии и биографии героев, выдуманы события и «факты» (Например, спектакль начинается с казни героя, которой нет в романе) и т.д. Речь идет о спектакле Театра п/р О. Табакова «Признания авантюриста Феликса Круля» по прозе Т. Манна в постанове Андрея Житинкина.

 — Этот роман Т. Манн писал всю свою жизнь и так его и не закончил. У меня ощущение, что это мог быть такой же большой его роман, как, например, «Иосиф и его братья». То, что писатель не принимал фашизм и эмигрировал, известно. А как бы он принял последующие события 20 века? Мы дали наш театральный прогноз — как могли бы сложиться судьбы героев с учетом этого опыта. Станиславский любил предлагать актерам вообразить, что было с их персонажами до событий в пьесе и после них. Мы проследили жизнь Круля и других героев, предположив, что их столкновения с Крулем имели бы для них роковые последствия. 
Вот из таких талантливых, обаятельных мальчиков огромное количество пришло к нацизму. Я считаю, что мы остались абсолютно в духе романа.

 — Сочиненный вами финал спектакля можно понять как предупреждение?

 — В финальном монологе Круля звучит текст из «Майн кампф», хотя здесь нет прямых аналогий с Гитлером, но энергетика финального монолога подавляет зал, который не ожидал такого превращения: зрители увидели Безрукова в совершенно ином качестве. То, что талантливые авантюристы имеют успех у масс, — закон 20 века. Только потом к людям приходит осознание роковых уроков истории. 

 — Андрей, когда вы ставили «Милого друга» Мопассана, вы сказали, что на ступило время «милых друзей». Можете ли вы теперь сказать, что наступило «время авантюристов»?

 — Более того, наступило время суперавантюристов. Круль — это следующая ступень после Жоржа Дюруа. Такой мальчик, как Круль, может подтолкнуть мир к катастрофе.

 — В спектакле звучит немецкая речь. Это потребовало какой-то дополнительной работы?

 — Тут пригодились фантастические возможности Безрукова-пародиста, он все очень быстро схватывает, он говорит на немецком, итальянском, английском, а так как у героя большой «парижский» период, то и на французском. Все это очень пригодилось, потому что как кельнер Круль должен знать иностранные языки. Он здесь еще раз подтверждает свой талант оборотня. С мелодикой французской речи очень помогла Камий Кайоль, исполнившая две роли; одну из них, актрису Заза, он играет по-французски, и зритель понимает, что она кокетничает с Крулем. Камий, не отнимая много времени ни у меня, ни у актеров, каждому нашептала на ушко, как правильно должны звучать французские фразы.

 — На протяжении всего спектакля звучит смех, юмором пронизана даже эротическая сцена Дианы и Круля, но ведь роман Т. Манна вовсе не отличается юмором.

 — В этой сцене мне важно было раскрыть жанровые возможности Марианны Шульц, она играет и возраст, и судьбу этой писательницы, с долей извращенности, недореализованной сексуальности и даже с ее материнским комплексом (когда она прижимает Круля к обнаженной груди). Я почти целиком оставил этот кусок так, как он написан у Т. Манна, отдал «на откуп» актрисе. Если бы была актриса меньшего дарования, пришлось бы делать купюры, ведь Т. Манн здесь балансирует на грани каких-то порнографических вещей. А Марианна возводит эту картину в степень высокого и, я бы сказал, чистого вкуса. Для меня как режиссера юмор — это колоссальное оружие, он помогает мне не скатиться к повествовательности, чего я не люблю. Я не могу никак понять, почему ставят такие скучные спектакли по Достоевскому. На мой взгляд, Достоевский один из самых ироничных авторов, и я бы хотел поставить прозу Достоевского и доказать, что в ней много юмора. Больше всего я не люблю скучный театр.

 — Расскажите, пожалуйста, о работе с Сергеем Безруковым, который, кажется, сделал новый шаг в творчестве.

 — Мне очень важно было, чтобы актер показал эволюцию героя, и он потрясающе проживает жизнь от прелестного мальчика до монстра. Сергей Безруков доказал, что он серьезный актер с большой амплитудой от Хлестакова (это его прямое дело) до Ричарда III. Некоторые уже стали поговаривать, что у него обаяние от бога, он талантливый пародист, и не более того. А на самом деле это часть айсберга. Очень важно, когда в труппе есть такой актер, как С. Безруков, в которого (а это лежит в основе романа, в основе центрального образа) влюбляются все, который безусловен в своем обаянии, который излучает солнечность и чистоту в начале. Если этого нет, то невозможен «Круль». И я счастлив, что С. Безруков обладает этой магией. Круль как бы притягивает всех персонажей, и в этом их трагедия: как мотыльки, которые летят на огонь, они обжигают крылья и погибают. Круль очень быстро оказывается втянут в кровавые дела, и самое страшное то, что неблаговидную, разрушительную идею претворяет в жизнь талантливый и обаятельный человек.

 — Сергей Безруков является еще и ассистентом режиссера?

 — В Театре Табакова я гость, и мне важно, чтобы спектакль не остался без хозяйского глаза (хотя после премьеры я посещаю все спектакли целый год). Сергей Безруков без меня, как ассистент режиссера, может «держать» спектакль, он не разрешает службам нарушить мой рисунок и отстаивает его с жесткостью, с виду не свойственной этому обаятельному человеку.

 — У спектакля огромный актерский успех. Как вам удалось добиться такого ансамбля?

 — Я очень люблю открывать новые имена. Со звездами Театра Табакова я уже работал, и мне интересно было поработать с актерами, которые, может быть временно, оказались в тени, не в первом эшелоне. И выяснилось, что они совершенно не меньшие, очень крепкие мастера. Мы работали над монтажными стыками кусков прозы, добивались современных, сегодняшних реакций, прибегали к вариантам перевоплощений, чтобы молодым актерам стопроцентно поверили в «возрастных» ролях, добивались атмосферы импровизации, когда актер не выпрыгнет из рисунка, он «в квадрате» (джазовый термин), но есть зоны для фантазии. Актеры обожают, когда полный зал, когда хороший текст, хорошие костюмы, когда все продумано вплоть до света. Я всегда стараюсь, чтобы мои спектакли были праздником для актеров и зрителей. Все-таки я коренной вахтанговец.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета