для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| лев дуров: с женой я никогда не был отелло — только яго |

Лев Дуров: С женой я никогда не был Отелло — только Яго

Вячеслав Шадронов, Газета «Антена»

ДОСЬЕ «АНТЕННЫ»
родился
родители: отец Константин Владимирович — инженер-взрывник, мать Валентина Игнатьевна — сотрудник военно-исторического архива
образование: Школа-студия МХАТ
карьера: 1954-1963 — в Центральном Детском театре (ныне РАМТ), 1963-1966 — в театре Ленинского Комсомола, с 1967 — в театре на Малой Бронной, с 2003 года по настоящее время — художественный руководитель Театра на Малой Бронной
звание: Народный артист СССР
семья: жена Ирина Кириченко, дочь Екатерина — актрисы Театра на Малой Бронной, внучка Катя — заведующая литературной частью, внук Иван — студент РГГУ (факультет журналистики)
домашние животные: кот Миша (18 лет)
предпочтения:
еда: макароны
алкогольный напиток: водка
безалкогольный напиток: чай
машину не водит по зрению
место отдыха: дача
писатель: Достоевский
актер: Смоктуновский

БЛИЦ
 — Если бы не поступили на актерский, куда бы пошли?
 — Как большинство сверстников — на завод, был бы токарем или слесарем, думаю, неплохим. 
 — Что отвечаете на вопрос «Как жизнь?»
 — Прошла!
 — У вас есть прозвище?
 — В детстве было три: Седой (волосы выгорали), Швейк и Артист. А со времен Детского театра все зовут Дедом.
 — Любимый цвет?
 — Серый и темно-зеленый.
 — Что поете по утрам?
 — Что привяжется. Сегодня — песню военных лет «На ветвях израненного тополя»
 — Верите в судьбу?
 — Не очень. Человек сам дирижирует своей судьбой.

Мой художественный руководитель — кот Мишка

 — Как вы относитесь к тому, что Театр на Малой Бронной называют «уголок Дурова»?
 — Ну что ж - называют, у меня в театре работает и жена Ирина, и дочь Катя, и зять — Владимир Ершов. Но «семейственности» в этом никакой нет. Однажды, еще когда не был художественным руководителем, распределил роли в пьесе, как мне казалось, честно — а через некоторое время понял, что ошибся и должен взять вместо жены другую актрису. Для актера, когда с роли снимают — само по себе драма, а если это делает муж актрисы? Но я все же повесил в театре новое распределение, а объяснялись уже дома, на кухне.
 — В доме вы тоже «художественный руководитель»?
 — Не я, а наш кот — Мишка. Он определяет наш распорядок, с утра приходит, будит, сначала бьет лапой по руке, если не реагируешь — начинает скрести по лысине. С ним надо побороться и дать ему возможность победить — иначе не отстанет. Недавно говорил по телефону, а он требовал внимания, не получил —и цапнул меня за руку, а хватка у него в его 18 лет (он внуку Ване ровесник) такая, что у меня теперь в руке четыре дырки.
 — Ваш последний спектакль «Дети?!» — о том, что отношения «отцов и детей» подчас складываются негладко. Вам в этом смысле повезло?
 — И дочь, и внуки у меня замечательные. Главное, нас не коснулась главная болезнь века — спиртное и наркотики. Сейчас страх перед этим живет в каждом из родителей. Но, наверное, в нашей семье это генетически заложено: мой папа тоже не пил и не курил, за исключением того времени, что пробыл в ополчении до ранения. Я ни разу не слышал от него бранного слова. И слова «деньги» тоже — хотя семья была бедная и денег не хватало.
 — Тем не менее примерным сыном вы не были?
 — Но руку отец на меня никогда не поднимал. Самым страшным наказанием было, когда он переставал со мной здороваться. Давал мне время подумать и понять, что я сделал не так. Только однажды папа меня выпорол. В то время на «Москве Товарной» при желании можно было раздобыть любое трофейное оружие — вот и я, мальчишка, решил обзавестись «парабеллумом». Сидел дома на полу и разбирал его, когда увидел возвращающегося отца. Пистолет зашвырнул под кровать, а патроны побросал в печку. Когда отец вошел в комнату, патроны в огне начали рваться. Ни один в меня не попал, но отец принялся искать что-то, нашел веревку, и в соответствии с описанием из «Детства» Максима Горького меня выпорол. Я неделю в школе учился стоя. А он месяц ходил расстроенный — переживал, что так поступил со мной.

Был мужем собственной дочери

 — Вы с женой вместе уже много лет…
 — В сентябре будет полвека — «золотая свадьба». Я учился в школе-студии МХАТ, когда Ира приехала из Киева сразу на 3-й курс. Мы начали репетировать вместе «Егора Булычова» Горького — и дорепетировались.
 — За 50 лет в вашей семейной жизни ни разу не возникало серьезных противоречий?
 — Никто не хлопал дверью — никогда. Все ссоры были на уровне: «Где моя чистая рубашка? — Не знаю, где твоя чистая рубашка!» Я даже не могу понять, какая может быть тут причина для ссоры. Конечно, если человека настигает «удар молнии», он влюбляется — тогда надо уходить. Но у нас такого не было.
 — А по работе вам случалось играть супружеские пары?
 — В «Отелло» у Эфроса я был Яго, Ирина — Эмилией. Это, наверное, и были самые сложные наши супружеские отношения. А в кино мы играли мужа и жену в фильме Аян Шахмалиевой «Странные взрослые». Тогда получилось смешно. Ее утвердили на роль, а потом звонят мне: «Представляете, взяли актрису, попросили ее телефон — а она продиктовала ваш.» Я возмущаюсь: как так, позвоните ей и выясните, в чем дело! Они спрашивают, куда звонить. Я говорю: на тот номер, который она дала. Они удивились, но позвонили — а я попросил жену подойти. Администраторы окончательно запутались, пришлось самому взять трубку и объяснить, что мы супруги не только по сценарию. Но, кстати, мне в одном телефильме и с дочерью Катей пришлось играть в семейную пару — такая интересная профессия у нас.

Храню автограф Гитлера

 — Вы собираете актерские байки — насколько эти истории правдивы и не обижаются ли на вас их герои?
 — Актеры — люди с юмором, чем острее шутка — тем интереснее. Валентин Гафт долго не мог сочинить про меня эпиграмму, а потом, когда вышла моя книжка, подошел и говорит: сочинил, только ты не обижайся. А эпиграмма такая:
Актер, рассказчик, режиссер —
Но это Леву не колышет.
Он стал писать с недавних пор.
Наврет, поверит — и запишет.
 — Так все-таки в ваших байках больше вымысла или правды?
 — Мои рассказы на 100 процентов правдивы. Но и эпиграмма Гафта правдива на 100 процентов — как все его эпиграммы. Такое вот противоречие. 
 — Вы действительно такой знатный рыбак, как про вас рассказывают?
 — Вранье все это. Вот Ширвиндт — рыбак, а у меня это дело случайное. Но каждый случай — особый. Однажды еще студентом на Каспии пошел купаться, познакомился с браконьером, пошел с ним ловить судака — и вытащил осетра длиной три метра. Запомнилось — мне ведь потом рассказали, что осетров в этих местах никогда никто не ловил. Годы спустя во время съемок фильма «Гангстеров в океане» прямо с борта корабля попробовал ловить ставриду «на дурочку» — без наживки, и глупая рыба так и шла. Вот я и прославился как рыбак — а на самом деле я почти не рыбачил. 
 — Но ваша коллекция редких вещей — это правда?
 — Коллекция — у коллекционеров, а у меня — барахолка, ерунда всякая. Есть, правда, любопытные вещи. Например, кусок картона в вытесненным золотом автографом Гитлера, галстук от платья Евы Браун — они мне достались от одного человека, который разбирал вещи из рейхсканцелярии перед Нюрнбергским процессом, тогда они считались макулатурой. Еще имеется экслибрис из библиотеки Зимнего дворца — с императорским вензелем…

Сан Саныч научил меня защищаться

 — Некоторые ваши поступки кажутся по современным меркам странными: критиков на дуэль вызываете… Вы во всех случаях бываете таким принципиальным?
 — Я в театр езжу из дома на троллейбусе. Недавно жду на Комсольском проспекте «тридцать первый», сидят три бугая, жрут, пьют и мусор под ноги бросают — а рядом урна. Я делаю замечание — не реагируют. Тогда я зажимаю нос одного из них большим и указательным пальцем и говорю двум другим: «Если не подберете мусор — я ему сломаю нос». Они поняли, что я не шучу и всен подобрали. Я его отпустил и быстро собрался, чтобы хоть не убили после этого. Но они как-то сразу ретировались. Страшно и грустно, что нужно угрожать человеку, чтобы он не был свиньей. Но что делать? Молчать ведь тоже нельзя.
 — А вы были готовы к драке? Как ваш герой Сан Саныч из «Не бойся, я с тобой!»?
 — Когда снимался у Гусмана в том фильме, обучался приемам боевых искусств и какие-то навыкис тех пор остались. Настоящие мастера - такие, как знаменитый каскадер Александр Иншаков - никогда не распускают кулаки, но я-то не мастер. Некоторое время назад в темное время суток на улице у меня попросили закурить. Потом спросили, который час. Потом спросили про деньги. Не узнали меня, а может, я им просто как артист не нравился? Но я за себя постоял - и больше эти люди у меня уже ничего не просили.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета