для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| олег ефремов: «люблю рабочую среду» |

Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду»

А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Как это уже давно было: школа-студия МХАТ, и первые роли в Центральном детском театре, куда попал по распределению, и первая роль в кино. Фильм, словно специально для того, чтобы легче было потом актеру считать сыгранные в кино роли, назывался «Первый эшелон».
— Да, — улыбается воспоминанию народный артист РСФСР Олег Николаевич Ефремов. — «Первый эшелон», режиссер Калатозов… Роль комсорга Алексея Прозорова. Калатозов, назначив меня на эту роль, проявил большую по тому времени смелость: это было новаторством — назначить на роль положительного героя актера без привычных внешних данных. На съемках, когда у меня что-нибудь не получалось, он меня увещевал: «Я пошел на риск, взяв на эту роль некрасивого актера. Но я надеялся на твое обаяние. Где же оно?»
А я, честно говоря, совсем не об этом думал. Мне хотелось показать сложный, противоречивый — живой — человеческий характер.
— А сколько ролей в кино сыграно теперь?
— Наверное, не меньше двадцати.
— И наиболее любимые из них?
— С увлечением работал над ролью капитана Иванова в фильме «Живые и мертвые». Помните — «на моей фамилии вся Россия держится». Очень памятна роль чекиста Илларионова в фильме «Сотрудник ЧК».
— А как вы относитесь к своим ролям в фильмах «Три тополя на Плющихе» и «Мама вышла замуж»? Я, как вы понимаете, хочу узнать, случайны ли роли рабочего человека, появившиеся в вашем творчестве. Есть ли связь между этим фактом и тем, что одной из первых ваших режиссерских работ во МХАТе стал спектакль о рабочем классе?
— Проще всего сказать, что это так получается. Но вообще-то, наверное, и закономерность в этом есть. Я люблю рабочую среду, мне интересны судьбы простых людей, их характеры, их быт, их психология. А сталевары тут — особняком: все-таки я как-никак учился в институте стали. Родная тема.
— Значит, и с автором «Сталеваров» вы «родственники»?
— Да, и это, наверное, сыграло роль при выборе пьесы. Геннадий Бокарев сам работал на «Уралмаше», прекрасно знает жизнь большого рабочего коллектива, его проблемы, знает производство. Но, как ни парадоксально это может прозвучать, пьеса о людях производства привлекла нас своей «непроизводственностью». В ней решаются глубокие нравственные проблемы.
— Слышал, что в работе над спектаклем театру помогали работники московского завода «Серп и молот»?
— «Помогали» — не то слово. Коллектив мартеновского цеха «Серпа и молота» можно без преувеличения назвать соавтором театра в этой работе. Еще до начала репетиций мы поехали на завод, прочитали рабочим пьесу. Было заинтересованное и горячее обсуждение, мы выслушали много советов, много замечаний, которые очень нам помогли. Работая над спектаклем, еще не раз приезжали мы на предприятие, а когда начались репетиции, настала пора мартеновцев ездить к нам… Потом мы пригласили их на премьеру. И, надеюсь, останемся друзьями.
— Значительную часть времени герои «Сталеваров», а с ними и зрители проводят в мартеновском цехе. На сцене — работающие печи. Отблески пламени и гудение его, клубящийся дым и снующие по цеху электрокары — все это передано достоверно, ярко, романтично. Зрителям спектакль запомнится надолго, в частности и этой своей зрелищностью, яркой театральностью.
Но, очевидно, постановщики спектакля понимали опасность впасть в натурализм?

— Такого упрека я не боюсь. Вспомните, сколько раз вы видели производственную, абсолютно достоверно воссозданную обстановку в кино? Так часто, что вас она уже совсем не волнует. Вы к этому привыкли и воспринимаете как должное. В театральной же постановке, как вы сами отметили, мартеновская печь оказывает на вас определенное эстетическое воздействие. Она вас волнует.
— Значит, уроки кино дают «отдачу» в нынешней вашей режиссерской практике?
— Да, кино помогает мне жить и работать в театре. Иногда просто требуется сменить обстановку, увидеть другие лица, поговорить с новыми людьми. Чувствуешь, что ты обновляешься, вдохнув живительный воздух подлинной жизни. После этого легче дышится, тверже шагается в наших тесных театральных кулисах.
Кроме того, при съемках в кино камера, которая следит за тобой, требует абсолютной подлинности. Она замечает любой наигрыш. Лучше всякого зеркала отражая наши несовершенства, кинематограф является нашим пристрастным учителем и не дает нам успокаиваться.
— Последний, традиционный вопрос — о ваших личных творческих планах.
— Мои личные планы целиком связаны с планами МХАТа. А у театра планы сложные и многообразные. Быть главным режиссером такого театра — задача отнюдь не простая. И к ее решению я только еще приступил. ..
Мечтаю же я о том, чтобы МХАТ развивал живые — обязательно живые! — основы, оставленные этому театру в наследство К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета