для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| протокол откровения |

Протокол откровения

В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
Новый спектакль МХАТа называется буднично — «Заседание парткома». И оформлен он просто: огромная сцена словно, обрамлена гигантскими, устремленными ввысь трубами теплоцентрали, в глубине — подобие строительных лесов, а в центре — фрагменты красного уголка, пустые ряды обычных кресел, на возвышении стол, покрытый зеленым сукном. Все обыкновенно. Такое можно увидеть на любой большой стройке. Здесь нет того яркого и по-своему театрального начала, как в спектакле «Сталевары», где сразу же масштабная развернутая картина плавки задавала особый настрой восприятию сценической повести о людях огня.
Тут все иное, но повседневность обстановки, мне кажется, несет свою атмосферу — сосредоточенности, располагающей прежде всего к размышлению, акцентирующей особое внимание на людях, на психологических нюансах их характеров, поступков. И потому нас сразу же заинтересовывает первый человек, появившийся на еще полутемной сцене. Мы видим его, усталого, обремененного какими-то нелегкими думами, заботами.
Так начинается спектакль «Заседание парткома», и так входит в него образ, которому надлежит стать центральным в эти два часа сценического времени, вместившего такие важные события, такие крутые повороты людских судеб. Речь идет о секретаре парткома Льве Алексеевиче Соломахине. Е. Евстигнеев, играющий эту роль с глубоким тактом, подкупающе мудрой простотой и тонким пониманием характера, словно подчеркивает мысль, что ему как партийному руководителю стройки известно о многих недостатках и просчетах, о которых потом поведут рабочие принципиальный разговор на заседании. И нам станет ясно, почему Соломахин так решительно, почти без видимых сомнений, займет принципиальную позицию против управляющего трестом Батарцева, против его методов руководства,
?Гремят шаги по небрежно брошенному листу железа. Появляются другие участники неурочного заседания. Наконец, и сам его «виновник» бригадир Потапов — Олег Ефремов. Слово за слово, и действие начинает захватывать зал. Нет, не ординарный повод собрал на заседание парткома людей, оторвал от срочных дел рабочих, бригадиров, прорабов, ответственных руководителей стройки. Отказ бригады Потапова от премии — лишь причина, повод, чтобы аргументированно, доказательно, весомо повести разговор о непорядках на стройке, об организационных неурядицах, вынужденных простоях, расхлябанной дисциплине. «Когда вопрос поставлен ребром, люди начинают думать», — говорит Потапов. И театр с публицистической остротой ставит вопросы ребром, находя живой отклик в зрительном зале.
Простои, плохое снабжение материалами, пересмотр плана, «усеченная» сдача объектов — все это, конечно, появилось на стройке не вчера. «Ты в передовиках ходишь потому, что на стройке порядка нет»,- говорит прораб Зюбин (В. Кашпур) бригадиру Кочнову (В. Невинный), который привык всех «брать за горло», «трясти душу». Он может ночью приехать к директору бетонного завода, поднять его с постели, и бетон будет. Так во всем. И кое-кто чувствует себя в такой атмосфере вольготно.
Упорно, шаг за шагом раскрывается на заседании парткома, почему стройка попала в тяжелое положение. И все непригляднее вырисовывается начальник строительного треста Батарцев (М. Зимин). Ему трудно признать, что все исходит от него: да, он не соглашался, отказывался начинать строительство, не подготовив коммуникаций, и все же пошел на компромисс — начал стройку, сразу поставив ее в сложнейшие условия. И сейчас, обойдя партком, он готовит «усеченную» сдачу стройки, без некоторых важных объектов, а это значит, что в трудные условия «усеченного» производства будет поставлен еще и коллектив будущего комбината. Одно цепляется за другое, брак одних уже «планирует», предопределяет брак в работе других. Потому так и разгорелись страсти на парткоме, так непримиримо столкнулись мнения. 
О. Ефремов играет Потапова внешне неброско, даже чуть сурово, он исподволь раскрывает в своем герое особую человеческую глубину. Мы видим его и как умного, серьезного воспитателя молодежи. Наконец, и это главное, О. Ефремов в совокупности разных черт и качеств показывает многогранность понятия партийности нашего современника, его рабочей чести.
Да, каждый из нас персонально ответствен за порученное дело. Каждый должен с партийной взыскательностью, творчески относиться к своему труду, к труду всех, кто работает рядом. Труд этот должен меняться изо дня в день, совершенствоваться, обретать иное, более высокое качество, опираясь на научную организацию. И неважно, где мы работаем — на стройке ли, на заводе, фабрике, в научном учреждении, в институте. Не потому ли в зрительном зале не увидишь ни одного равнодушного лица — на повестку дня поставлены вопросы, волнующие каждого.
МХАТ, мне кажется, успешно продолжает тему, так удачно начатую «Сталеварами». Но идет здесь, быть может, даже дальше — в своей страстной публицистичности, в психологической глубине исследования человеческих характеров. Что ж, это было всегда в лучших традициях Художественного театра. И пьеса А. Гельмана, написанная с доподлинным знанием дела (автор сам работал на стройке) и литературным мастерством, дает настоящий простор для актеров. Достоинства режиссуры О. Ефремова, на мой взгляд, заключаются именно в том, что спектакль покоряет ансамблем и художественной завершенностью.
Вспомним хотя бы финальные сцены, когда после яркого, горячего монолога Соломахина — Е. Евстигнеева члены парткома принимают решение — поддержать предложение бригады Потапова вернуть в банк всю сумму полученной премии, попросить главк пересмотреть план, закрыть пути к «усеченной» сдаче объектов стройки. Что и говорить, это — акт мужества и акт партийной зрелости. И спектакль кончается на раздумчивой ноте: можно расходиться, заседание окончено, но люди не расходятся, — думая о своем и об общем.
Что ж, путь в будущее нелегок. Но его осилит идущий. В этом — глубоко оптимистическое звучание спектакля.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета