для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| правда бывает только одна |

Правда бывает только одна

Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Значит, так: в Новогуринске строится большой комбинат. До пуска его первой очереди остается ровно два месяца, когда в молодом городе создается свой комитет партии. В руки первого секретаря горкома Леонида Сакулина попадают неопровержимые факты: досрочный пуск первой очереди —ошибка, которая в последующем приведет к срыву строительства вообще.
Ошибку, естественно, нужно исправить… И вот тут-то рождается первое «но»: оказывается, не только обком, но и главк преднамеренно шли на эту ошибку, и как только отгремят литавры, нынешнему управляющему треста Нуркову будет официально разрешено не сдавать в срок две другие «нитки». Так завязывается главный конфликт в пьесе, я бы сказал, конфликт определяющий, хотя и не единственный. Ибо нить социологического исследования, функции которой несет в мхатовском спектакле Леонид Сакулин, развертываясь и углубляясь, неожиданно всякий раз вскрывает конфликты новые, порой непредвиденные.
Оказывается, победный звон литавр «досрочному пуску» еще долго будет звенеть в карманах у государства. «Трудовой подарок» оценивается миллионами убытка. Но вот «но» второе: можно ли лишить новогуринскнх рабочих заслуженных наград и премий? Как сказать рабочим правду?
Осуждая действия обкома партии и лично его второго секретаря Окунева, которому досрочный пуск необходим, чтобы «всколыхнуть область», осуждая позицию главка, мы не можем не учитывать, что ими отнюдь не замыкается новогуринская «идея». Все ли виновные найдены?
«Но», «но», «но»… Виновные найдены, но… Пуск состоится, но… Идет поиск истины, поиск правды.
Вероятно, здесь стоит сразу оговориться — многочисленные «но» не становятся недостатками драматургического материала, лежащего в основе мхатовского спектакля. Они замечательно лишают его тона нравоучительности, декларационности. Укрупняя каждое «но», спектакль заставляет зрителя думать. Думать и искать вместе с его авторами, делать выводы, сопереживать. На языке театра этот процесс называется обращением зрителя в веру искусства…
А. Гельман вошел в драматургию стремительно. Актуальность избранной им темы как-то особенно удивительна. Судите сами: это только вторая его пьеса, а между тем первую уже знают по всей стране. В самом деле, кто не слышал рассказа, как бригада строителей Василия Потапова отказалась от якобы заслуженных денег, кто не видел фильм «Премия», удостоенный Государственной премии СССР?
Старательно взвешивая все «за» и «против», Гельман в «Обратной связи» подходит к проблеме сразу как бы с трех аспектов — производственного, идеологического и нравственного. Его идеальный герой — человек, действующий со всех этих позиций. Если же равновесие нарушено, Гельман примется подробно исследовать, что сделало Батарцева Батарцевым, Нуркова Нурковым, Окунева Окуневым. И потому спор, который ведут между собой герой «Премии» и «Обратной связи», сразу выходит за рамки комнатных дискуссий. За малым видится большое, важное, за частным — общественное. И это важное, общественное, становясь предметом пристального внимания драматурга, обретает пафос настоящего гражданственного звучания. 
Найти виноватых, понять причины. Шаг за шагом по полю разноречивых мнений, многоголосиц, где истина перемешена с демагогией, суть — с потоком мудрствований. Скрупулезное, дотошное, необходимое, мастерское исследование природы конфликта ведут постановщик спектакля Олег Ефремов и исполнитель центральной роли — Сакулина — Иннокентий Смоктуновский. 
Так постепенно перед зрителем вырисовывается замысел автора и театра — поставить спектакль-размышление, спектакль-думу о людях, о делах, о стройках, о стране, в которой есть еще не только Казнаковы, не только 0куневы, но и Сакулин, Вязникова — та самая Маргарита Вязникова (ее играет с подкупающей искренностью И. Саввина), открывшая новому секретарю горкома правду о новогуринских делах, и, наконец, первый секретарь обкома Лоншаков (роль его мудро и просто ведет артист А. Попов). Это он в финале мхатовского спектакля скажет замечательные слова: «Ошибка, которую хотели спрятать, замолчать и даже выдать за успех, позором останется в истории этой стройки… Если бы мы всегда с нашими ошибками поступали так же, сегодняшней — не было бы… Если мы сегодня исключим из наших дел элементарную неправду, это даст немалый, хозяйственный эффект и не только в Новогуринске».
Вот об этом, о самом главном, и оказалась новая режиссерская работа Олега Ефремова.
На сцене — громадные кубы, один на другом — выше, выше и выше. На них и будет идти все действие спектакля от первой до финальной сцен. Мастер больших объемных полотен, известный чехословацкий сценограф Й. Свобода, как оказалось, не случайно был приглашен на постановку именно этой пьесы. Изысканно-лаконичная по действию, она в пространственном решении неожиданно приобрела острый динамичный характер: конфликт назревает и развертывается с поразительной быстротой.
И ведет ансамбль И. Смоктуновский. Его Сакулин многое вынес, многое знает, он очень неоднозначен, сложен, умен и интересен. Кажется, что ему уже не раз приходилось решать свои «быть или не быть», хотя и в данном случае ответ для него ясен сразу. Иного выбора нет.
Когда-то Станиславский называл это общественно-политической линией в жизни театра. «Сталевары», «Заседание парткома» и вот теперь «Обратная связь» вернули Художественному театру его давнее место трибуна своей эпохи.
Это вовсе не означает, что в тех мхатовских спектаклях не было своих недостатков. Есть они и в новом: затянуты, например, сцены толкачей, не уместны, на мой взгляд, постоянные телефонные переговоры. «штата секретарш», отвлекающие, особенно в моменты накала, от сути главных драматических коллизий. Но это только детали.
А главное вот: человек, отвечая за порученное ему дело, не имеет права быть беспринципным. Так говорит спектакль МХАТа, говорит честно, открыто, публицистически тонко, обнажая суть своей главной идеи.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета