для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «мышеловка» для тартюфа |

«Мышеловка» для Тартюфа

В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Новый спектакль Художественного театра «Тартюф» — захватывающее по ритмам, по потоку комического (в зале почти не умолкает смех), умное и веселое зрелище. Его творят актеры, которым постановщик А. Эфрос предлагает мольеровский — комедиантский — способ игры. С иронией и импровизацией режиссер вводит нас в комедию Мольера (перевод М. Донского), в мир невероятных происшествий. 
Здесь доброта и наивность сталкиваются с насилием и ханжеством. Здесь персонажи затрачивают столько энергии и выдумки, чтобы, смеясь и забавляясь игрой комического воображения, найти, истину и правду, осрамить зло, восстановить равновесие. В спектакле оживает вахтанговское начало, органически вплетающееся во мхатовские традиции. 
Молодой художник Д. Крымов одел сцену в добротные, «старомхатовские» материалы: занавеси, задники, куски гобеленов, вышивки золотом и серебром. Во всю сцену подвешена люстра с двумя рядами светильников. Все дышит красотой, покоем прекрасного; в стиле эпохи — и разноцветье костюмов.
Украшает спектакль полифонический актерский ансамбль. Тон задает изысканно-грациозная А. Степанова, исполнительница роли госпожи Пернель, которая произносит слова, ставшие ключом ко всему спектаклю:
Все спорят, все орут, почтенья нет ми в ком,
Да это не семья, а сумасшедший дом!
Степанова, подтянутая, как струна, затаив улыбку, сидит в кресле и аттестует персонажей, причем тут каждый штрих — «зерно» образа. Все вокруг клянут Тартюфа, называя его тираном, шельмецом, прибравшим все к рукам. Зато для Пернель он - святой праведник. 
Да, играется бедлам, почти «сумасшедший дом». Актеры все время в движении: они то вдруг застывают группой, как на гравюре, то рассыпаются. убегая в разные двери, а то один из них «крупным планом» идет к зрителям, ища у них поддержку.
Создается целостное, пружинистое зрелище, срывающее маску с лицемера, хама, наглеца Тартюфа, образ которого лепит С. Любшин, дебютирующий на мхатовской сцене. Подлый и надменный тиран, обобравший хозяина дома и пойманный с поличным, ни перед чем не постоит. Ты плюнь ему в глаза, а он утрется и глазом не моргнет. У актера есть все для этой роли, но сейчас нельзя сказать, что она целиком освоена им. 
Я пишу по первому впечатлению, и не все, что так взволновало меня, смогу охватить. Скажу главное: все актеры со свободной одухотворенностью играют этот иронически-серьезный спектакль.
А. Калягин — добрейший и смешной Оргон, под конец по-чаплински грустный и трагикомический. Он появляется в смешном белом парике, шляпе. Улыбается. Милый, добрый Оргон, сколько же он принесет нам смеха, раздумий. 
Начинает артист с того, что четырежды нетерпеливо спрашивает служанку Дорину: «А как Тартюф?». И каждый раз в зале смех: для Оргона Тартюф — человек не от мира сего, святой, а для смекалистой Дорины — здоровяк, любитель выпить и поесть. Долго калягинский Оргон пребывает в обмане. И только. просидев под столом и став свидетелем ухаживания Тартюфа за оргоновской женой (о, как виртуозно обыгрывается столик, накрытый коричневым покрывалом, ставший «мышеловкой» для Тартюфа), прозревает почтеннейший отец семейства.
Великодушна, изящна и женственна в роли Эльмиры А. Вертинская. В переливах тончайших деталей роли, порой наимпровизированных, актриса сохраняет лукавство иронии, достоинство артистического ума.
А еще здесь есть Дорина — Н. Гуляева, горластая и шаловливая умница с улыбкой на устах. Мариана — Е. Королева, тихоня-кукла, в которой бушуют страсти. Клеант — Ю. Богатырев, в пародийно-шутовской манере произносящий монологи. Б. Дьяченко (Валер), М. Лобанов (Дамис)…
«Тартюф» во МХАТе — праздник настоящей театральности и подлинной сатиры. В финале любшинский Тартюф стоит в наручниках (его отправляют в тюрьму), гордо вздернув голову. Он сумел наглостью выковать оружие из добрых дел, усыпить благодушных, обобрать их ложью и обманом. Тартюф настырен и живуч.
«Не обольщайтесь, — сказано у Мольера, — он везде найдет ходы…»
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета