для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «горько!» |

«Горько!»

Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Как-то живем мы очень? по-королевски, что ли. У королей, как известно, были шуты, чтобы развлекать их величества, у нас? ну нет, конечно, не шуты, такой и должности нет ни в каком штатном расписании, но в дни семейных торжеств, например, свадеб, вполне возможен за праздничным столом штатный тамада, нанятый специально человек. Если вдуматься, грустно это — что же, мы сами веселиться не в состоянии без такого вот допинга?
А. Галин (все увереннее выдвигающийся в первый ряд наших драматургов) написал пьесу «Тамада». К. Гинкас поставил ее на сцене МХАТа, а мы смотрим — смотрим на знакомую жизнь, можно сказать, на самих себя. Это отнюдь не значит, что спектакль натуралистичен, что все в нем, «как в жизни», — образное решение не демонстрируется, а скорее скрывается.
Ресторанный зал, не очень шикарный, но старающийся выглядеть импозантно, сооружен художником Д. Боровским очень похоже на реальные образцы. И обслуживающий свадьбу персонал узнаваем — в меру хамоватая администраторша, в меру таскающие с праздничного стола все, что подороже, официанты: ну в общем все, как полагается. Персонажи разделены на три группы: две пары — женихов и невест (две свадьбы), группа родителей, родственников и гостей, а также разнообразный обслуживающий персонал — ресторанная обслуга, тамада и прочие. Они-то больше всего Галина и интересуют.
Новобрачные и их родственники интересны драматургу и режиссеру лишь как фон — живой, интересный, несущий массу примет нашей жизни. В этой среде множество узнаваемых характеров, есть прямо-таки блестяще сыгранные роли — например, Волобуев, отец одной из невест, в исполнении В. Кашпура, суетливый, готовый с радостью подчиниться стандартному ритуалу и в то же время постоянно опасающийся, как бы его не обманули, стремящийся получить все, за что заплачено, робкий и одновременно агрессивный. Или Мила — И. Юревич, девица, отлично знающая, что ей нужно от жизни, и готовая добиваться этого всеми средствами. В общем, тут все на уровне добротного бытописания с фельетонными черточками — некоторая жесткость, свойственная режиссерскому почерку К. Гинкаса, тут вроде бы смягчается, уступая место бытовой сочности красок. Правда, во втором акте, во второй свадьбе, режиссер сделал толпу гостей какими-то инфернальными — цветные парики, темные очки, странные прически. Но поскольку странной получилась лишь часть гостей, то возникает ощущение нарочитости, не доведенного до конца и потому излишне демонстративного режиссерского приема: тут К. Гинкас как бы вернулся к самому себе, к жесткой режиссуре, и получилось это в данном случае не вполне удачно.
Но все-таки главное в спектакле не это. Пьеса недаром называется «Тамада», ее подлинные темы лежат в так называемой сфере обслуживания, наиболее проблемной и даже загадочной сфере нашей жизни. Я испытываю некоторую неловкость, написав это: вроде бы понятие «сфера обслуживания» не имеет непосредственного отношения к искусству, от этого термина прямая дорога к скомпрометированным словосочетаниям типа «пьеса о рабочих» или «пьеса о продавцах». Пьеса Галина, как всякая хорошая пьеса, говорит о людях. Но сфера обслуживания — это и когда мы по службе, а не только по душе, обязаны делать добро другим, обязаны несмотря на наше собственное настроение и состояние; в этом смысле мы все работаем в сфере обслуживания. Поэтому проблемы героев Галина — это, строго говоря, наши собственные проблемы.
Да и сами они так их и воспринимают, тем более что если тамада Гена (он, правда, называет себя Гиви, чтобы казаться грузином, ибо, как известно, лучший и непревзойденный тамада — именно грузин) работает, так сказать, в сфере человеческой радости, на свадьбах, то его бывшая жена Нина — в сфере человеческого горя, администратором в крематории, Так что спектр их служебных эмоций вмещает в себя все человеческие состояния. 
И выясняется, что все эти люди из сферы обслуживания — просто люди. Спектакль показывает их не в ореоле занимаемой должности, а изнутри, со всеми их болями, бедами и обидами на жизнь. Их играют первоклассные актеры: певицу Ирину Минелли — Е. Васильева, аккомпанирующего ей музыканта Симона — А. Калягин. Рядом, выдерживая сравнение с ними, играть молодому В. Симонову (Гиви — Гена) и Е. Прокловой (его жена) нелегко, их роли получаются, конечно, менее богатыми, но работают они с полной отдачей.
Но когда на очередной свадьбе несмотря на все неурядицы все-таки налаживается веселье и все пускаются в общий пляс, «сфера обслуживания» как-то отходит на второй план, заслоняется этим весельем и, кажется, перестает быть интересной режиссеру. Тут и начинаешь думать: если они — для нас, то, может быть, и мы должны быть для них, и вообще каждый человек — для других? И если театр, мне кажется, не очень задумался над вопросом — что же дальше будет с Гиви — Геной и его бывшей женой, то нет ли в этом ставшего уже привычным пренебрежения к людям «сферы обслуживания», нет ли в этом забвения простой истины, что они — тоже люди?
Я весьма далек от того, чтобы на основании этих соображений умалить достигнутое МХАТом и К. Гинкасом в спектакле, — ему, надо полагать, суждена долгая и успешная жизнь; думаю, он завоюет театральную Москву. Я просто размышляю о сложностях пьесы — даже не столько ее, сколько о сложностях наших общих отношений со «сферой обслуживания» и о том, как эти наши отношения на ней отражаются. А отражаются они очень непросто — когда мне говорят, что на престижных премьерах престижных спектаклей самые престижные места занимают директора и товароведы комиссионных и прочих магазинов, то я думаю о том, как к ним относятся люди, которые добывали им эти места. Они что — такие уж друзья им? Или директора и товароведы так любят театр? Скорее всего- ни то, ни другое. Просто складываются, уже сложились, такие человеческие отношения, когда, все делают вид: одни — что любят театр, другие — что любят товароведов и все готовы для них сделать. Фальшь какая-то появилась в отношениях людей — поэтому, главное достоинство «Тамады» в МХАТе, на мой взгляд, в том, что спектакль заставляет думать об этом.
Серьезный, глубокий спектакль.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета