для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| надежды и разочарования уингфилдов |

Надежды и разочарования Уингфилдов

Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Время действия в пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец», что поставлена на сцене Московского театра им. Ермоловой захватывает тридцатые годы, когда в Испании полыхала трагическая Герника, ставшая одной из первых жертв фашизма. А у автора между тем оно обозначено по-иному. Он помечает на первой странице своего произведения: «Время действия — Теперь и Тогда».
Так это или не так?..
В пьесе нет двух времен — «теперь» и «тогда». В ней нет Америки, потрясенной убийствами президента Кеннеди и Мартина Лютера Книга, разбушевавшимся океаном гнева, вызванного жесточайшей расовой дискриминацией. Нет Америки, посылающей своих парней воевать в джунглях Вьетнама, снаряжающей в Вашингтон бесчисленные караваны великого похода бедноты, который развенчивает нелепый миф о «свободном мире», призрачные иллюзии о всеобщем его процветании и благоденствии. 
Этой сегодняшней Америки нет в пьесе и спектакле. Но все время не покидает ощущение, что она здесь, совсем рядом, за стенами небогатой квартиры, в которой живет семья Уингфилдов — мать, сын, дочь. Она живет, эта семья, «тогда» — в тридцатых годах, но в тогдашних ее страданиях и горестях узнаются теперешние страдания и горести множества других Уингфилдов. Так становится глубоко оправданным данное автором определение времени действия его пьесы. У него есть на это право художника. Он владеет такой силой и мастерством художественного обобщения, что под его пером частное и не такое уж, казалось бы, значительное явление наполняется большим социальным смыслом. Оно становится достоверным свидетельством безысходности сегодняшнею тягостного бытия «среднего американца», который живет в мире, как замечает автор, охваченном «медленным пламенем негасимого человеческого отчаяния».
Чаша этого отчаяния до конца испита Амандой Уингфилд. Ее мучает, тревожит, выводит из себя, делает то жалкой, то смешной, то жестокой, то беспомощно наивной сознание того, что она не в силах вывести дочь и сына на счастливую дорогу жизни.
Горе и боль ее материнского сердца удивительно остро прочувствованы артисткой Э. Кирилловой. Она глубоко постигает всю психологическую сложность характера несчастной своей героини, щедро проявляя при этом многогранные возможности великолепного реалистического мастерства. В ее сценическом портрете каждый штрих достигает предельной выразительности. Артистка убеждает в правде чувств, мыслей, поступков, желаний Аманды и когда она предается сентиментальным, наскучившим ее детям воспоминаниям об увлечениях своей юности; и когда узнает, что рухнули ее надежды дать дочери законченное образование; и когда с нарочитой кокетливой беспечностью принимает дома молодого человека, которого уже видит женихом своей Лауры; и когда, глубоко оскорбленная, не может простить сыну нанесенной им обиды. Это глубоко человечный образ большой драматической силы, достигающий порой подлинного трагизма. Роль Аманды Уингфилд в исполнении Э. Кирилловой — душа спектакля.
Достойными партнерами признанного мастера выступают молодые артисты — Е. Васильева в роли Лауры и В. Лакирев в роли Тома.
В. Лакирев по необъяснимому заданию режиссера появляется на открытой сцене задолго до начала спектакля. Пока зрители собираются, заполняют зал, он вынужден томиться на сцене в нетерпеливом ожидании того мгновения, когда в зале потушат свет и наконец-то можно приступить к исполнению роди
А роль у него нелегкая. Он и ведущий, и в то же время важное действующее лицо. «Эта пьеса, — говорит Том, — мои воспоминания. Сентиментальная, неправдоподобная, вся в каком-то неясном свете — драма воспоминаний». Но он не очень-то точен в характеристике пьесы. Не такая уж она сентиментальная, а неправдоподобной признать ее просто невозможно. Она правдоподобна до жестокости.
И об этой неопровержимой правдоподобности горькой, сломанной судьбы американского юноши — поэта, романтика и мечтателя в душе, зарабатывающего жалкие гроши в ненавистном ему обувном магазине, молодой артист говорит горячо, страстно, с душевной болью, искренней убежденностью. Это человек, в самом начале жизни оказавшийся в западне, в тесной клетке зверинца. Не того игрушечного, стеклянного зверинца, который собирает Лаура, — его ничего не стоит разбить, выбросить за окно. А как вырваться из ненавистного зверинца, именуемого «американский образ жизни», «свободный мир» или еще напыщенней — «великое общество»? Надо бежать, бежать из этой осточертелой западни. А куда?.. Что делать?..
В роли Лауры убедительно проявилась яркая одаренность молодой актрисы Е. Васильевой, которой, несомненно, по силам серьезные сценические задачи. Но беда в том, что режиссерский рисунок роли, предложенный ей, сводит все почему-то к физической и духовной неполноценности Лауры. Такая характеристика образа временами выходит в спектакле за грань эстетического, художественного, приобретает отпечаток натурализма, чуть ли не патологии. 
Подобная режиссерская характеристика роли никак не совпадает с авторской. Автор говорит о хрупкой, неземной красоте Лауры, о том, что она словно кусочек стекла, которого коснулся луч света и он заиграл мимолетным призрачным блеском. В чем же горе столь обаятельной и милой Лауры? Она перенесла в детстве тяжелую болезнь, которая сделала ее хромой. «На сцене этот недостаток, — специально оговаривает автор, — должен быть едва заметен». А у режиссера он становится слишком заметным, на нем сосредоточено непомерно большое внимание. 
Некоторые очевидные издержки режиссерского дебюта на столичной сцене Каарины Райд не заслоняют главного, положительного, что сделано ею в этом интересном спектакле.
Нельзя не сказать здесь и о том, как верны автору художники В. Лалевич и Н. Сосунов, насколько умно и тонко выразили они его замысел, дали реальное, весьма точное ощущение далеко не респектабельной бытовой среды «среднего американца»…
Нет, не в прошлое, не в тридцатые годы обращен этот спектакль. Драматург справедливо и точно обозначил время действия пьесы: «Теперь и Тогда». Вчера естественно переходит у него в сегодня, тот жестокий мир, в котором жила семья Уингфилдов, остается все тем же жестоким миром, в котором так же безрадостно, в удручающей атмосфере все той же мрачной безысходности продолжает и поныне жить «средний американец».
В этом глубокая правда талантливой пьесы Теннесси Уильямса. В этом глубокая правда и талантливо сыгранного спектакля ермоловцев (главный режиссер театра В. Комиссаржевский), убедительно сказавших о высоком гражданском предназначении сценического искусства, о прямой его причастности к тому, что происходит ныне в современном мире.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета