для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| человек и дело |

Человек и дело

Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
О современном рабочем классе говорит этот вдохновенный спектакль, заставляющий вспомнить о работах Н. Погодина, о лучших спектаклях советского театра, посвященных подвигу нашего народа. Речь идет о постановке «Сталеваров» Г. Бокарева режиссером О. Ефремовым (художник И. Сумбаташвили) на сцене МХАТа имени М. Горького.
Человек и труд, личность и общество, идеал и повседневность — таковы те вопросы, которые ставятся в этой крупной работе прославленного коллектива. В момент настоятельной потребности нашего общества в анализе явлений, отражающих его рост, когда на первый план выступают проблемы формирования новой, коммунистической морали, основанной на сознательности и чувстве долга. О. Ефремов сумел не только разглядеть в произведении свердловского писателя Г. Бокарева важные общественные процессы наших дней, но и подвергнуть их серьезному художественному исследованию на сцене. «Сталевары», несмотря на некоторое несовершенство пьесы, стали крупным явлением нашего искусства, ибо конфликт, возникший в мартеновском цехе, перерос в большую нравственную проблему времени.
Главное для театра — это бригада, сообщество людей — сталевары. Рабочая среда здесь не фон, а подлинный герой спектакля. Вокруг Виктора Лагутина в исполнении В. Расцветаева живет многоликая, человечески разнообразная среда, в которой каждый персонаж — интересный характер со своей биографией, со своей судьбой, с отработанной у мартеновских пеней этикой взаимоотношений. 
Петр Хромов — как играет его Е. Евстигнеев — проясняет своим поведением многие из этих рожденных в коллективном труде нравственных норм. Но не он один. Это и Варламов в исполнении Ю. Леонидова, и крановщица Люба (Л. Стриженова и С. Болдырева), и Зоя Самохина (Н. Гуляева), и, наконец, собственно бригада. Но в том-то и художественное открытие спектакля «Сталевары», что каждый из членов бригады — индивидуальность, личность.
В шестидесятых годах многие театры страны обратились к пьесе «Иркутская история» А. Арбузова. Хор в ней был главным действующим лицом. Вместе со зрительным залом следил он за ходом событий. Хор был многолик, но у него была словно бы одна душа, и герои доверительно сообщали ему свои думы. На наших глазах открывался интимный мир человека, который знал, что его поймут, что в нем заинтересованы окружающие. Так выявлял театр созидательную природу нового общества, где каждый человек — творец.
«Сталевары» на сцене МХАТа выявляют эту природу созидания в прямой связи с делом. Оттого так откровенно и демонстративно его начало: симфония клокочущего в печах металла, языки пламени, рвущиеся наружу, заводское многоголосие, подчеркнутое музыкой (композитор Э. Колмановский).
«Дело не только в удивительном правдоподобии этой сцены, — говорит генеральный директор Ленинградского станкостроительного объединения Г. Кулагин, — не в том, что дым и сера плывут по сцене, важно то, что уловлен самый дух производства — сразу, с ходу, крупным планом. Блестяще вылеплены (именно вылеплены) фигуры сталеваров, причем запечатлены они в процессе работы. И опять-таки дело не в том, что пламя в мартене „правильно“ горит, но в трудовом поведении этих людей.
Все это сделано, во-первых, очень точно, во-вторых, с большой любовью, в-третьих, я бы сказал, даже с некоторым вызовом…
…Ароматы вишневого дерева, что распространялись по залу в былые времена, сменились… другими запахами, но школа театральная, замечательная школа та же…»
«Сталевары» действительно явились важной вехой в жизни Художественного театра. Стоит вспомнить, как задолго до Октябрьской революции впервые с его сцены из уст Сатина — К. Станиславского прозвучали слова Горького о человеке и о труде, достойном радости. Украшать жизнь человека трудом мечтал барон Тузенбах — В. Качалов, тосковали по осмысленной, созидательной жизни сестры Прозоровы. Стоит вспомнить, как к десятилетию Великого Октября с невиданной до той поры эпичностью была показана на этой сцене в спектакле «Бронепоезд 14-69» созидательная мощь Революции. Как появился впервые на советской сцене большевик-подпольщик Пеклеванов с обликом «чеховского интеллигента» — таким его играл Н. Хмелев. К. Станиславский и И. Судаков лепили спектакль крупно, сделав его кульминацией знаменитую народную сцену «на колокольне».
«…В „Бронепоезде“, — читаем мы в „Истории советского драматического искусства“, — не только возникла новая для искусства Художественного театра тема, в нем появились новые для этого театра краски, появились чуждые ему прежде патетика и тенденциозность, которая претворилась в „собственную идею“ и сделала этот спектакль одним из образцов нового метода советского театра — метода социалистического реализма».
Во время научно-технической революции, происходящей сегодня в нашей стране, в эпоху развитого социализма «Сталевары» МХАТа оказались также на передовой линии искусства. Решить технические проблемы внутри производства могут лишь люди с высоким гражданским чувством.
Сложность взаимоотношений Виктора Лагутина и бригады мартеновского цеха переходит в конфликт действенный и глубоко реальный. Лагутин четко видит цель и хорошо знает пороки, мешающие ее приближению: расхлябанность и пьянство, безответственность и потребительство. Потому незамедлительно и рьяно вступает он с ними в бой. Но при всей своей правоте оказывается неправым: дело заслонило от него человека, ради которого дело это существует. Вне человеческой чуткости, вне самой обычной душевной деликатности нравственный максимализм оборачивается жестокостью. Финальная сцена спектакля — момент его наивысшего эмоционального взрыва — урок высокой человеческой щедрости и товарищеской солидарности, который преподал Лагутину рабочий коллектив. 
Итак, спор в «Сталеварах» идет накаленный, но это спор в среде единомышленников, людей, понимающих и любящих свое дело. И в результате этой острой схватки рождается проблема. Проблема нравственных норм нашей жизни, где «труд органически и неизбежно вошел во внутренний мир личности, стал одним из основных критериев человеческой нравственности».
Очевидно, поэтому наряду с советской так заинтересованно осветила «Сталеваров» во МХАТе пресса многих социалистических стран.
Идейно — художественная значимость «Сталеваров» состоит в том, что здесь по-новому, по-своему театр решает проблему морального климата в коллективе и выносит это решение на суд зрителя, помогая утверждению в жизни норм подлинно коммунистической нравственности. Спектакль показал воочию могучую силу реалистического искусства МХАТа, прокладывающего сегодня, как и прежде, пути развития советской театральной культуры.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета