для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| помни о человеке |

Помни о человеке

М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
«Помни: к человеку запасных частей нет» — этот лозунг среди прочих других крупно намалеван на железной стене того цеха, где варят сталь и в оранжевых сполохах огня мелькают силуэты людей с лопатами. Слова эти запоминаются. Не потому только, что имеют прямое отношение к опасной профессии сталевара, но главное потому, что восходят к той мысли, ради которой Олег Ефремов поставил пьесу Геннадия Бокарева «Сталевары» на сцене Московского Художественного театра.
Перед нами — пьеса о рабочем классе, которую все ждали. Но не только о нем. Горячий дымный цех, конец квартала, когда надо во что бы то ни стало «закруглить» цифры, когда выполнение плана становится подчас самоцелью. Старый сталевар, идущий на сомнительный «допуск» ради цифры, и новый подручный сталевара, резко против подобной привычной «халтуры» восстающий. Словом, еще один вариант того самого производственного конфликта, который недавно был в «Человеке со стороны».
Как будто та же расстановка сил: и «человек со стороны» — новый подручный Виктор Лагутин, и старый, дружный коллектив мартеновского цеха, с ним в противоборство вступающий. Но пьеса Бокарева как бы продолжает разговор, начатый и не законченный Дворецким. Разумеется, Виктор Лагутин (каким его играет новый для МХАТа актер В. Расцветаев) прав, когда, сжав зубы, бескомпромиссно отстаивает свою веру. И бригада «гегемонов», которую ведет за собой веселый, ловкий парень Петр Хромов, не может этого не чувствовать.
Словом, появился новый герой. Но постепенно, шаг за шагом этот герой показывает себя жестоким фанатиком веры, который способен ради этой веры смять человека, спокойно перешагнуть через судьбу старика-сталевара, заняв его место, способен подорвать дружную человеческую спайку, противопоставить себя всему коллективу, полагая, что он один «шагает в ногу».
«Такая вера тебя скоро на самый край поставит, — раздумчиво говорит Лагутину старый друг его отца — начальник смены Варламов, — и сам не заметишь, как из того, кто за веру на костер идет, станешь тем, кто в этот костер дрова подкладывает». Вот о чем в сущности поставлен этот спектакль. И когда Лагутин доходит в одиноком упрямом максимализме до самого края, до срыва, тут к нему на помощь приходят люди, те самые, которых он не брал в расчет.
И тогда подлинным героем этого спектакля оказывается рабочий коллектив — бригада, где живут и работают парни разные, может быть, не без греха, но зато каждый из них знает цену человеку, бережет друга, помнит, что «к человеку запасных частей нет». И в том остром столкновении, которое разворачивается в бригаде сталеваров, проходят свою науку все: не только Виктор Лагутин, что стоит в финале перед всем «миром», потрясенный, сраженный его добротой, но и те самые парни, которые им возмущались, но которые сами чистотой его правды очистились.
Такая пьеса появилась сегодня на сцене МХАТа. Быть может, она написана и сыграна неровно. Но режиссера, видимо, не смутила авторская неопытность, гораздо важнее ему было то, что первую пьесу написал инженер, человек с «документальным» знанием дела, а не из «вторых рук».
В добротной манере, просто и строго играют Ю. Леонидов Варламова и В. Давыдов старого сталевара Сартакова. Но в центре спектакля оказывается, на мой взгляд, Е. Евстигнеев, играющий подручного сталевара Петра Хромова с умным юмором и точной мерой современности. Его манера исполнения входит подчас в противоречие с манерой исполнения некоторых других ролей.
В чем разница? Очевидно, в какой-то пластичности, легкости верхнего бытового слоя, за которым угадывается нечто более значительное. Короче говоря, в том самом «подводном течении», о котором всегда заботился К. С. Станиславский. И молодые (да и не очень молодые) актеры Е. Киндинов, Н. Никольский, Г. Епифанцев, В. Кашпур, Б. Щербаков следуют вот этой манере игры Евстигнеева.
Бригада молодых сталеваров становится здесь «гегемоном», определяет — эмоционально, идейно и эстетически — весь сценический тонус постановки. Такого спектакля о рабочем классе у нас в Москве, по моему убеждению, еще не было.
Взаимоотношения людей в процессе производства, казалось бы, будничная материя. Но именно она здесь увлекает и волнует неожиданной правдой и новизной, а не та личная, любовная линия, которая и автором и актерами проведена куда более невнятно и бескровно. И тут даже такая интересная актриса, как Н. Гуляева, в роли Зои Самохиной теряет обычное обаяние, и становятся менее любопытны даже такие емкие характеры, как Лагутин — В. Расцветаев и Хромов — Е. Евстигнеев.
О. Ефремов смело пошел навстречу всем видимым трудностям и одержал победу. Он, которого всегда отличало тонкое чутье современника, поставил спектакль единой, слитной, живой атмосферы (в чем ему помогли художник И. Сумбаташвили и композитор Э. Колмановский). Простой производственный конфликт разрастается до сложнейшей проблемы воспитания человека наших дней. Пожалуй, среди всех других спектаклей, поставленных Ефремовым до сих пор на сцене МХАТа, этот впервые поднимается до такого серьезного и прямого разговора о современности.
К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко завещали Художественному театру строгую требовательность в работе над каждым спектаклем, который должен продолжать свою жизнь после премьеры. Думается, что режиссер не остановится па достигнутом, и «Сталевары» станут спектаклем долгой жизни.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета