для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| многоуважаемый зеркальный шкаф? |

Многоуважаемый зеркальный шкаф?

Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
«За что я боролся? Я за хорошую жизнь боролся. Я против этого мещанского быту — канареек и прочего… Я человек с крупными запросами… Я зеркальным шкафом интересуюсь… Не мешайте свободному гражданскому чувству, а то милицию позову!»
Помните? Так представлял себе личную жизнь при социализме «обывателиус нормалис» Присыпкин из комедии Владимира Маяковского «Клоп», впервые показанной в 1929 году. Как известно, заснувшего во время пожара пьяного Присыпкина находили через полвека и демонстрировали в качестве диковинного ископаемого. Но что это? Слышите?..
«За все отвечать — дураков нету… Снегоочиститель — и тот на себя гребет… Мы - рабочий народ, так? И как есть наша страна рабочих и крестьян, то пускай, значит, нам чтоб это… Чтоб все в ажуре… Когда все есть, тогда ты - человек!» И еще: «Я не желаю участвовать… Без меня, пожалуйста! Без меня… Ни тебе ученых советов, ни тебе конференций, никто тебя не учит. .. Свобода!».
Оказывается, не стали пока антропологической редкостью присыпкинщина, потребительское стремление сгрести побольше в свою берлогу. Только что мы слышали подтверждение тому — декларации Петра Себейкина и Петра Полуорлова, главных действующих лип спектакля «Старый новый год». Знакомые интонации, правда? Одного из них мы застаем в азарте вселения в новую квартиру, другого — в драматический момент, когда ему «закрыли тему», над которой он работал где-то в лаборатории. Один будет на наших глазах самозабвенно приобретать новые вещи, другой — не без позы — выбрасывать их; один обвинит своих домочадцев в накопительстве («я через вас куркулем стал») и начнет усиленно дарить упирающемуся товарищу магнитофон; другой вдруг потребует свою любимую настольную лампу, ликвидированную им же в порыве обиды на все человечество; оба они затем, поссорившись с женами, встретятся в бане и побратаются за кружкой пива в экстазе полнейшего взаимопонимания («Ты меня уважаешь?! Я тебя уважаю! А ты меня уважаешь??»).
В спектакле (руководитель постановки Олег Ефремов, режиссеры-стажеры Олег Герасимов и Виктор Сергачев) много собственно театральных комедийных находок, сопровождаемых раскатами смеха. Но все-таки наибольший «процент» веселья приходится на остроумный текст, выведенный Михаилом Рощиным из «классического» свойства мещанина философствовать обо всем и ни о чем (хотя нельзя не заметить, что порой драматург злоупотребляет жаргонными словечками).
О, эти похмельные и непохмельные разглагольствования по поводу несовершенства «вселенной»! Они оправдывают обывателя перед самим собой — и за собственную общественную пассивность и за свою негасимую жажду покоя — в душе и квартире. Комедия «Старый новый год» не только «сигнализирует» живучесть «хватательного» микроба, но и разрушает некий стереотип мещанина. Можно завести канарейку, а можно стереофонический проигрыватель, можно служить в артели «Буратино», как Себейкин, а можно защищать диссертацию в области физики — все дело в том, что ты за человек по отношению к обществу, к его тревогам и заботам. Среди населения «Старого нового года» есть разносчики разного типа обывательской «идеологии», например, некий пенсионер Адамыч, который толкует смысл человеческого существования по давно знакомому завету: день прошел — и слава богу. А все эти вместе взятые «способы жизни» усваиваются достойными отпрысками, такими «смышлеными», что их стоит процитировать:
Лиза, дочь Себейкина, 11 лет: — Зачем они моего медведичку взяли? Не трогай мои игрушки! Мое пианино! Мое!
Федя, сын Полуорлова, 11 лет: — Надо делать то, что хочешь, а чего не хочешь — не надо делать!.. Я и в школу завтра не пойду! Свободу учащимся четвертых классов…
Вот так, глядишь, и вырастут они, «свободные» от обязательств перед обществом, во зато с крупными запросами насчет зеркального шкафа…
Театр живописует облик обывателя, воистину не щадя красок. Вдохновенно, азартно играет «Страсти по Себейкину» Вячеслав Невинный. Богатство жизненных наблюдений артист скопил, сложил, умножил, и вот перед нами воплощенная самодовольная ограниченность, воинствующая бездуховность. Наверное, в этой роли возможна и «грустинка» — ведь просыпаются же в Себейкине светлые мечты юности, и в этом он тоже искренен. Но предложенный Невинным портрет, сочетающий психологическую достоверность с гротеском, — убедителен. Именно работа Невинного и наводит в первую очередь на аналогию с «Клопом». Влияние традиции Маяковского проступает в спектакле отчетливо.
Именно попыткой рассмотрения социально-психологических явлений и отличается пьеса «Старый новый год» от иных своих сестер-комедий. Наверное, именно это качество пьесы и привлекло к ней коллектив МХАТ, в нынешнем сезоне особенно круто обратившегося в своем творчестве к живым процессам современности. Думается, что развенчание обывательщины, индивидуализма — далеко не последняя нравственная проблема для нашего общества, фундамент и идеал которого — коллективизм. «Необходимо, — говорится в резолюции XXIV съезда КПСС, — продолжать борьбу со всеми пережитками прошлого в сознании и поступках людей».
Спектакль «Старый новый год» разворачивает перед нами различные вариации мещанской психологии. В отличие от Себейкина Полуорлов — мещанин от «интеллектуализма», и артист Александр Калягин достаточно убедителен в своих «зарисовках» данного типа. Маленькая по объему роль старой деятельницы культуры сделана Евгенией Ханаевой на том же, что и у Невинного, соединении достоверности и гротеска. Колоритен Евгений Евстигнеев в облике Адамыча, эдакого сеятеля премудростей для очень глупых. Контрапунктом проходит через все представление фраза некоего Васи, приятеля Себейкина: «Отдыхай, Петя», — но и этот крошечный образ в исполнении Виктора Петрова — вполне определенная разновидность «зоологического» существования. 
Спектаклю в ряде сцен не хватает точного согласования между замыслом и решением. Некоторые исполнители, добросовестно изображая персонажей бытовой комедии, явно не дотягивают до сатирического обобщения. Не всегда выразительно звучит актерское слово. У спектакля нет еще пока точно выверенной, «единственно необходимой» формы; представление подчас буксует, действие его ослабевает.
Может быть, от этого, а может, от того, что комедия — жанр самый демократический и потому наиболее «критикуемый», — у театрального подъезда много спорят. Но нельзя забыть, что там, в зале, когда шёл спектакль, реакция была единодушной. Раз так, значит, драматург и театр бьют не мимо цели.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета