для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «жизнь галилея» |

«Жизнь Галилея»

Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Первая встреча с Брехтом — спектакль «Добрый человек из Сезуана» — явилась днем рождения театра на Таганке. Вторая встреча — «Жизнь Галилея» — новый спектакль театра обещает сделаться чем-то поворотным в жизни молодого коллектива. Будут ли у Любимова самобытные актеры, яркие индивидуальности? Этот вопрос давно тревожил зрителей. В «Жизни Галилея» рядом с режиссером впервые в полный рост поднялся актер В. Высоцкий, исполняющий роль Галилея.
Что такое «Жизнь Галилея»? Это, во-первых, буйная режиссерская фантазия. Многое придумал, вернее увидел, в самой пьесе Брехта Ю. Любимов. По бокам сцены расположены хоры — мальчиков и толстых монахов. Хор мальчиков олицетворяет истину, гармонию, устремленность в будущее. Хор монахов — это трезвая мыслишка обывателей, хитрость мещан, разум трусов. И конфликтуют не только слова их песен, но и самые их голоса — «небесные» голоса детей и грубые земные — монахов. В столкновении хоров яснее становятся цель и смысл трагедии о Галилее.
И монахи, и дети, обывательское приспособленчество и детская вара в правду, силу науки — все это один и тот же характер, тип человека — Галилей. Именно в Галилее борются две эти стороны одной огромной души, виден их постоянный и страшный разлад.
Не «Галилей» называется пьеса, но «Жизнь Галилея», не с героем сложившимся, неизменным имеем мы дело, но с жизнью человека, с ее взлетами и падениями, открытиями и отступлениями, с ее верой и мучительным самоанализом. Что победит в человеке, спрашивает нас спектакль.
Огромно открытие Галилея для астрономии, математики, экономики, физики, торговли. Но не менее огромно оно для нравственной жизни человека. Это удар по эгоизму и реакции. Так читает театр открытие Галилея. И поэтому одной из сильнейших становится сцена в спектакле, когда исступленные служители церкви выкрикивают главную свою обиду, свою ненависть к Галилею: значит не вокруг них бытие, а они вокруг бытия. 
И вот еще о чем этот спектакль. Не всегда великое открытие и великий характер-понятия тождественные. Не всегда гениальный ум и высокие нравственные критерии едины. Жизнь подстраивает самое невероятное — гениальное прозрение в науке дается подчас нравственным слепцам и трусам. Но эту диалектику души умеют видеть только большие художника. Литераторы и режиссеры помельче мыслят однозначно: гений — герой, великий ученый — великий человек. Трагедия Галилея, как раскрыл ее сегодня театр, именно в этом. Бессмертное открытие досталось самому обычному, далеко не самому героическому смертному. Брехт написал о Галилее, который отрекся от своей правды, испугался инквизиции и предал поверивших в него учеников. В этой фигуре многое для раздумий, для нравственной проверки собственной жизни. Человек борется не только с черной церковью средневековья, во и с собой, со своей слабостью. Героями не рождаются, ими становятся.
Зритель с надеждой смотрит на сцену, на сильного, коренастого человека с простым лицом и руками труженика, Галилея — Высоцкого.
Только что мы слышали, что Галилей слепнет, почти ослеп. Он стоит, опустив на грудь голову, не героически монументальный, но прекрасно человечный. И слепой прозревает, не видящий света дня, видит он свет духовной победы. А к нему на сцену бегут пионеры, в руках их маленькие глобусы. Они крутят эти глобусы, и несказанная звучит фраза победы: «А все-таки она вертится». Галилей и пионеры с вертящимися глобусами — это и есть непреоборимость прогресса, неостанавливаемость цивилизации, то, ради чего стоит жить поколениям. И если такая ответственность перед человечеством у Галилея, то и у сегодняшнего человека она столь же высока и огромна. Нравственные нормы и трудовые деяния должны быть приведены в соответствие, в гармонию, которую возвестил хор чистейших прозрачных детских голосов — хор будущего.
Все это рассказали нам сегодня со сцены на Таганке Брехт, Любимов, Высоцкий и весь коллектив театра. Они заставили нас думать, а это и есть интеллектуальное, современное искусство.
Но когда думаешь, то думаешь и о недостатках. А они, по нашему мнению, вот в чем. Открывается спектакль проходом актеров с париками и костюмами в руках — вот мы сегодняшние, а это будет лишь маскарад истории. Нечто подобное уже было в спектакле этого же театра, — «10 дней, которые потрясли мир». Не нужны вам повторения, ведь вы можете создать новое. Для чего-то на голове стоит Галилей-Высоцкий в первой же сцене. Думается, пора бы уже кинуть все эти и подобные «ошарашивания» зрителей. Речь пошла всерьез о смысле жизни, о путях правды. Может быть, уже время встать с головы на ноги, с головы шальных крайностей на ноги прекрасной устойчивости. И еще: много надо работать главному в этом спектакле актеру. Сейчас темперамент иногда заслоняет мысль, первый план остается единственным, богатство души высказывается в одних лишь словах.
До новых встреч, взрослеющий театр на Таганке!
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета