для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| спор о современнике |

Спор о современнике

Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
Песня о дорогах из спектакля Московского театра драмы и комедии «Павшие и живые» стала как бы знаменем этого коллектива: «Есть адрес такой у меня — дорога, дорога, дорога…» Действительно, театр на Таганке, подаривший тбилисскому зрителю спектакли огромного эмоционального накала «о времени и о себе», — всегда в поиске, всегда в дороге. Вот эти поиски новых имен, эта романтическая, гражданская одержимость театра и привели его к инсценировке «Рассказа в телеграммах» Валерия Осипова, беспокойного корреспондента «Комсомольской правды», журналиста-писателя, одержимого одной темой — освоения «белых пятен» Сибири, Дальнего Востока, Сахалина, Средней Азии. Автор «Неотправленного письма», «Тайны сибирской платформы», «Алмазов Якутии», Валерий Осипов написал повести и рассказы, согретые горячим дыханием жизни, о смелых и мужественных первопроходцах в стеганых телогрейках, резиновых сапогах, шедших по топям, выходивших на берега безымянных рек, прорубавших в тайге просеки жизни. В. Осипов сам назвал свои произведения песнями дороги: «Дороги, движение — как раз и есть лучшее отношение к жизни, так как суть жизни заключается в постоянном и непрерывном движении вперед».
Спектакль «Только телеграммы» В. Осипова, поставленный режиссером Т. Вульфовичем (режиссер-художник В. Ворошилов), необычен по форме и по жанру. Радистка (актриса В. Радунская), обращаясь к зрителям, объясняет: «Вы ждете обычной пьесы — ее не будет, это всего лишь пачка телеграмм. Их посылали друг другу трое: директор Московского научно-исследовательского института профессор Губин, научный сотрудник того же института Полозова и начальник Якутской геолого-разведочной экспедиции, инженер Бондарев». И мы сразу же включаемся в документальный, «телеграфный» по своей стилистике спектакль о наших современниках, их мыслях, чувствах, отношении к жизни и к работе, спектакль, использующий характерные для постановок этого театра сценические приемы: музыку, пантомиму, эксцентрику, световые эффекты и др.
В начале спектакля зритель забывает о спорах, поднятых вокруг театра на Таганке: о соотношении изображения и переживания, отчуждения и перевоплощения, настолько близка им и впечатляюща моральная проблема, поднятая в спектакле. Как будто сначала представление не выходит за рамки ситуаций известного «треугольника» и ставшего одно время стереотипным производственного конфликта. Профессор Губин (А. Сабинин) отправляет свою ученицу Полозову (Н. Шацкая) в экспедицию Бондарева (Г. Епифанцев), шесть лет осваивающего Заполярье.
Артист Г. Епифанцев подает зрителю крутой, неотесанный характер геолога-поисковика, влюблённого в дело всей своей жизни. С горечью он говорит Полозовой: «Вы ходили на Вана Клиберна и в Дрезденскую галерею, а мы пробивались на тракторах за черту полярного круга с грузом солярки и свинины. И спали в кабинах, не снимая ноги с педали газа, чтобы не заглохли моторы, которые никакой, ценой нельзя было завести в 60 градусов мороза». Мы начинаем думать, что перед нами настоящий положительный герой, пропахший дымом таежных костров, не привыкший ходить по жизни с пустым рюкзаком. Но шаг за шагом, пласт за пластом режиссер вслед за автором показывает внутренний смысл поступков и побуждений героев. Осознав, что Полозова сделала за 40 дней то, что не получилось у него за 6 лет, Бондарев решает любой ценой добиться ее перевода в свою экспедицию, чтоб приписать себе ее заслуги. Вслед за ее отказом, Бондарев прекращает отправлять на заполярную стоянку продовольствие и аккумуляторы. Тревожно и взволнованно гудит рация: «Центральная база, Бондареву, по поручению сотрудников. Известно ли вам, что вместе с остальными членами группы в тайге голодает мать вашего будущего ребенка?»
Так кончается первая часть спектакля. И как будто перемещаются привычные центры в пьесе. За лапидарными строками телеграмм — человеческие страсти, и разговор, вырвавшись из рамок камерного «треугольника», звучит «во весь голос». Это — разговор о долге и производственной чести, о бескомпромиссности в чувствах и настоящем советском гуманизме. Как приговор всем, подобным Бондареву, звучат слова Полозовой во время последней встречи с ним: «Я просто хочу расшатать ваши структурные решетки, чтобы вам не так вольготно, жилось на белом свете. Насилие, жестокость, подлость, даже если они служат самым высоким целям, всегда остаются насилием, жестокостью, подлостью».
Ю. П. Любимов и его ученики всегда мыслят театральными образами прежде всего как художники гражданского, трибунного, публицистического склада. И поэтому спектакль «Только телеграммы», несмотря на то, что актеры не всегда преодолевают трудности, — это спектакль, пронизанный подлинным социалистическим гуманизмом, спектакль гражданский по своему духу, по своей внутренней теме. И последняя телеграмма Губина Бондареву: «Приложу все силы, чтобы люди, подобные вам, никогда не допускались к руководящей работе», — находит горячий отклик у зрителя.
* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета