для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| месть шейлока |

Месть Шейлока

Беата Лентас, Шекспировская газета
Гданьску посчастливилось увидеть «Венецианского купца» с Александром Калягиным в роли Шейлока. В Польше этот актер известен прежде всего своими ролями «лишних людей» в фильмах Никиты Михалкова

Калягинский Шейлок — современный миллионер, который носит черный костюм и элегантный котелок. Ему сопутствует успех: своя фирма, много денег, красивая дочь, его любовь и надежда. Он исповедует еврейский рационализм, уважает работу и закон, и это ограничивает хаос и, создавая видимость гармонии, позволяет избежать ощущения бессмысленности и произвольности жизненных правил. Упорядоченный мир Шейлока, организованный по образцу мафиозных структур (правда, в старом, несколько анахроничном стиле — вспоминается «Крестный отец»), существует в противостоянии с миром его заклятого врага, купца Антонио. В спектакле Роберта Стуруа христианство воспринимается в неразрывной связи с развратом, разнузданностью, азартной игрой, фальшью, эротическими патологиями, с чувственным наслаждением и откляченными задницами молодых друзей Антонио. Один из них, Грациано, одет в военную форму и размахивает оружием. Это тоже мафия, разве что современная, очищенная от всякого «романтизма». И Шейлок бросает этому миру вызов.

Богатый Антонио, владелец современной фирмы и нескольких кораблей, — конкурент Шейлока в делах. Конкурент опасный, потому что непредсказуемый: фантазирует, дает деньги в долг без процентов, презирает ростовщичество. Шейлок хочет уничтожить Антонио его же оружием: ведь фунт мяса, вырезанного из тела, как гарантия долга не представляет никакой материальной ценности — но для Шейлока ценен совсем другим. Отомстить за унижение, за то, что Антонио и его свита презирают его, как собаку, — вот главная мотивация Шейлока. А вот аргументация: «Он обесчестил меня, помешал заработать полмиллиона, смеялся над моими убытками (…) презирал мой народ…»

Месть — один из главных грехов, совершаемых героями Шекспира. За этот грех они несут наказание, и тогда небо для них слишком высоко. Поэтому Шейлок должен пасть. Ведь месть — даже самая справедливая и обоснованная — деструктивна и вызывает к жизни наихудшие инстинкты.

Первым этапом упадка становится бегство Джессики в мир гоев. Украв у отца деньги, она покупает себе право носить христианский крестик и убегает с возлюбленным-невозлюбленным Лоренцо, чтобы избавиться от своей религии, традиции, памяти. Калягинский Шейлок с ума сходит от боли: он потерял самое ценное свое сокровище. А в конце отрекается от дочери, принадлежащей уже другому миру. Эта потеря еще сильнее связывает его с верой отцов — побитый, оскорбленный, затравленный Шейлок меняет свой элегантный костюм на талес.

Второй этап упадка — процесс, который он проигрывает Антонио. Когда Джессика убежала с гоями, это вырвало у Шейлока сердце. Теперь, когда по приговору суда отобрано все его имущество и он должен принять христианство, Шейлок лишается души и смысла бытия. 

Калягин взвешивает правоту своего героя без пафоса и громких слов, и в этом исключительность актерской трактовки. Калягинский Шейлок — одновременно хитрый лис и страдающий отец, заклятый враг и маленький униженный человек. Человек, который защищает свое достоинство: пытается внести гармонию в мир хаоса и голых инстинктов, направить этот мир на путь разума и интеллекта. Поэтому его желание мести объяснимо с точки зрения ветхозаветного «око за око» — мир же гоев иррационален и не имеет основ. По вынесении несправедливого приговора ссутулившийся и поникший Шейлок, ничем не напоминающий того, который появлялся в начале спектакля, уходит в тень. Калягин как будто отбирает у самого себя всю энергию, вложенную в образ. И благодаря этой актерской силе в судьбе одного еврея можно увидеть судьбу всего народа — историю позорного унижения, фанатизма и героической защиты достоинства.



* * *, Челябинский рабочий, 28.05.1988
«Билокси-блюз» по дороге на войну, Алексей Аджубей, Московские новости, 27.12.1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
Групповой портрет с тамадой, Сергей Николаевич, «Неделя», № 4 (1400), 1987
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
Премьеры будущей недели, Вечерняя Москва, 25.10.1986
Подвергай себя сомнениям, Советская культура, 5.07.1986
Несколько личных вопросов, Московский Комсомолец, 30.12.1984
Выбираю роль болельщика, Советская культура, 2.02.1984
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
Жажда и радость работы, Советская Эстония, 7.07.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Слабый человек. И это все?.., Александр Свободин, Литературная газета, 2.03.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Трагедия честного человека, Юрий Дмитриев, Литературная Россия, 28.01.1983
Великая радость творчества, Красная звезда, 2.10.1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Главная роль, Советская культура, 4.07.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
Наши интервью. Александр Калягин, Театральная Москва, № 20, 1982
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
Страстное слово театра, Г. Островская, Красное знамя (Владивосток), 8.07.1981
Удовольствие для души?, В. Дубков, Молодой дальневосточник (Хабаровск), 23.06.1981
Стремлюсь к неожиданному, Советская Россия, 14.01.1981
Наедине с вами, Советская культура, 16.12.1980
«Классика — школа добра», Литературная Россия, 30.11.1979
Верить в свое призвание, Ленинградское знамя, 27.05.1979
Иштван Хорваи: Счастливая встреча, Советская культура, 18.05.1979
Две премьеры, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 23.04.1979
Всего четыре часа?, Екатерина Кеслер, Социалистическая индустрия, 27.03.1979
Работа Калягина, Молодой коммунар (Тула), 5.08.1978
В кино и в театре, Магнитогорский рабочий, 5.07.1978
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
А что впереди?, Эльга Лындина, Московский Комсомолец, 16.06.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
Современно о современниках, Роберт Стуруа, Заря востока (Тбилиси), 17.04.1976
Глубина правды, Виктор Комиссаржевский, Советская культура, 4.11.1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Два дебюта, Е. Борисоглебская, Московский Комсомолец, 16.05.1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
Второе знакомство, С. Овчинникова, Московский Комсомолец, 9.12.1969
На сцене — польская драматургия, Вечерняя Москва, 22.11.1969
«Только телеграммы», М. Руссов, «Вперед» (Загорск), 19.10.1968
Надежды и разочарования Уингфилдов, Н. Абалкин, Правда, 4.06.1968
Человек и революционер, Владимир Пименов, Литературная Россия, 9.02.1968
Маяковский на Таганке, Б. Галанов, Литературная газета, 14.06.1967
Победа поэзии, Виктор Шкловский, Известия, 8.06.1967
Послушайте. Маяковский, В. Фролов, Советская культура, 30.05.1967
Идет дознание?, Юрий Айхенвальд, Московский Комсомолец, 2.03.1967
Спор о современнике, Т. Шароева, Вечерний Тбилиси, 7.07.1966
«Только телеграммы», «Заря Востока» (Тбилиси), 7.07.1966
«Жизнь Галилея», Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 13.06.1966
Испытание разумом, Н. Лордкипанидзе, Приложение к «Известиям» «Неделя», 28.05.1966
В поиске, Я. Варшавский, Вечерняя Москва, 18.06.1965
Это время гудит телеграфной струной…, Б. Галанов, Литературная газета, 22.04.1965
Слова Ленина обновляют театр, Виктор Шкловский, Известия, 17.04.1965
Стая молодых набирает высоту?, Григорий Бояджиев, Советская культура, 3.04.1965
С оголенным нервом, Ольга Нетупская, Планета Красота
О некоторых загадках…, Ольга Нетупская, Планета Красота
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Планета Калягин, Юлия Маринова, Домовой
Калягин предлагает жить дружно, Григорий Заславский, Сайт Театральное дело Григория Заславского
Фарс написан, фарс и поставлен, Мария Львова, Вечерний клуб
Надо уметь вопить от боли, Марина Багдасарян, Время МН
Подлец? Кто подлец?, Александр Соколянский, ОБЩАЯ ГАЗЕТА
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева
Эти славные психи, Нина Агишева
Андрей Житинкин дописывает Томаса Манна, Сергей Веселовский, Москва театрально-концертная
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер
., Наталия Колесова
Антисказка, Агнешка Сыновска, Шекспировская газета
Еврей и христианин, Юстыня Сверчинька, Шекспировская газета
Месть Шейлока, Беата Лентас, Шекспировская газета