для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| футбол, грибы и «три мушкетера». гид по выставке памяти дмитрия брусникина |

Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина

Mos.Ru, 29.10.2019
О том, какое отражение в экспозиции нашли любовь Брусникина к спорту и роману Александра Дюма, переполненный багажник его автомобиля и фирменная жареная картошка, рассказывает куратор художник Ксения Перетрухина.
Студент Московского института электронной техники Дима Брусникин пошел на приемные экзамены в Щепкинское за компанию, но выяснилось, что у него талант. Через два года его были готовы принять три театральных вуза. Он выбрал Школу-студию МХАТ — тогда курс набирал легендарный Олег Ефремов. После окончания в 1982 году он поступил в труппу МХТ имени А. П. Чехова, совмещая службу в театре с преподаванием в школе-студии. Вместе с Романом Козаком в 1999-м Брусникин набрал свой первый курс как руководитель, его выпускниками стали Дарья Мороз, Александра Урсуляк и Сергей Лазарев.

Дмитрий Брусникин играл в кино и театре, выступал в роли театрального и кинорежиссера, но постепенно его главным делом стала педагогика. Театр «Мастерская Дмитрия Брусникина» открылся на базе его курса во МХАТе. Брусникинцы быстро завоевали любовь всей Москвы — спектакли молодого талантливого театра шли на многих сценах столицы. В 2017 году «Мастерская» стала резидентом театра «Практика», а в августе 2018-го Брусникин стал его худруком.

Его не стало через два дня после назначения. Этот уход стал неожиданностью и огромной потерей для всего театрального сообщества. Сегодня брусникинцы продолжают дело своего мастера, воплощая его идеи, в том числе и на сцене «Практики», которой сегодня руководит вдова Дмитрия Владимировича режиссер Марина Брусникина.

Выставка памяти Дмитрия Брусникина «Человек размером с дом» открылась в образовательном центре Музея современного искусства в Ермолаевском переулке 22 октября. Все, что нужно о ней знать, — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

«Важно, чтобы эта выставка стала значительным шагом в понимании того, что он был не просто красивым мужчиной и личностью, которую любили. Он был культуртрегером, педагогом, оставившим свою систему и наследие, которое нужно изучить и пользоваться, чтобы мир стал лучше. Мне кажется, это такой герой XXI века, очень сильно отличающийся от того, что нам оставил век XX», — рассказывает Ксения Перетрухина, куратор выставки.
Футбол, грибы и «Три мушкетера». Гид по выставке памяти Дмитрия Брусникина

Добрый великан
Название выставки — «Человек размером с дом» — отражает ее устройство: она полностью занимает здание образовательного центра музея. Последний, пятый этаж венчает видеоинсталляция «Голова великана», собравшая съемки разных лет. В фрагментах видео Дмитрий Брусникин предстает перед нами во время бесед со студентами и зрителями, работы на сцене.

Образ великана пришел из восприятия Брусникина окружающими: он всегда выделялся из толпы — красивый высокий гигант ростом под два метра с густой бородой и пышной копной волос. Он все делал неторопливо, но всегда основательно.

«Дима никогда не торопился и всюду успевал, и делал это феноменальным образом. Он заходил в комнату последним и занимал лучшее место — он был в невероятной гармонии со временем», — вспоминает Ксения Перетрухина.

Комната воспоминаний
Документальный спектакль 2016 года «До и после» стал одной из последних работ Дмитрия Брусникина. Четыре месяца молодые актеры театра «Мастерская Дмитрия Брусникина» ходили в гости к старшим товарищам, родившимся в 1930-е и 1940-е. Собранные брусникинцами истории актеров, посвятивших жизнь театру, драматург Михаил Дурненков преобразовал в документальные пьесы, а Ксения Перетрухина воссоздала интерьеры квартир рассказчиков. Переходя из квартиры в квартиру, зрители слушали брусникинцев, перевоплотившихся в своих героев. Премьера «До и после» состоялась на фестивале «Территория».

Ксения Перетрухина отмечает, что вся выставка «Человек размером с дом» эстетически выходит из спектакля. «Для меня и для Димы там состоялись очень важные смыслы. Это идеальный в своей простоте проект о ценности человеческой жизни как таковой, независимо от успеха» — говорит она.

Длинный деревянный стол, стоящий в центре комнаты, пришел из «До и после» — воспоминания в спектакле звучали во время чаепития. В пространстве выставки за столом будут собираться друзья Брусникина и делиться воспоминаниями о нем. Все встречи будут записываться на видео.

В стенах комнаты множество дверей, за каждой — предметы и связанные с ними истории из жизни Брусникина. Одна из первых — «Грибник».

«Когда мы думали, как описать Брусникина, сразу возник образ грибника, — рассказывает Ксения Перетрухина. — Он не охотник, он именно грибник: человечество — это грибница, а театр проявляет связи между людьми. Брусникин был настоящим грибником. За дверью есть палатка, там Дима читает стихи Левитанского. Палатка стоит в лесу, где раздается свист: когда Брусникин находил белый гриб, он насвистывал мелодии. Теперь эти мелодии насвистели его ученики и студенты».

Дверца с изображением машины — портал в «бездонный брусникинский багажник», о котором слагали легенды. Машины были страстью Дмитрия Владимировича, а в его багажнике всегда можно было найти что-нибудь нужное. За дверью с надписью «Дрюша» скрывается история о собаке, подаренной сыну Брусникина Андреем Мягковым, а в «Не слишком уважаемом шкафу» висит одежда мастера, которую до сих пор носят его студенты.

Один человек — две истории жизни
У Брусникина две биографии — официальная и субъективная, и обе присутствуют на выставке в зале под названием «Лаборатория изучения». И если первая, состоящая из мест, дат и фактов, уже написана, второй только предстоит появиться. Пока это только наброски — фрагменты интервью, рассказов и воспоминаний людей, которым посчастливилось знать Брусникина. Эта вторая история его жизни будет заполняться в течение всей выставки — на стенах будут появляться новые тексты о режиссере. Между двумя параллелями брусникинской биографии проходит железная дорога, по которой едет маленький заводной паровозик. 

«Этот биографический этаж изначально был задуман очень просто: поезд как метафора жизни. Но к Брусникину поезд имеет самое прямое отношение: он всю жизнь путешествовал. Дима очень масштабный, он постоянно куда-то стремился. Он все время куда-то шел, что-то искал: место, театр, новые идеи. Он вообще был такой человек, меряющий землю. Так и родилась идея железной дороги», — рассказывает Ксения Перетрухина.
На подпорках из настоящего бруса — важные даты. Переезд в СССР из Потсдама, где Дмитрий Брусникин родился в семье военнослужащего, первый класс, начало занятий в студенческом театре, академический отпуск в МИЭТе и поступление на актерский факультет Школы-студии МХАТ, свадьба с однокурсницей Мариной и первые спектакли. Поезд жизни едет мимо черно-белых фотографий — профессиональных кадров из театров и снимков из архивов друзей и семьи. Тексты рядом с фотографиями еще будут появляться — пазл воспоминаний будет собираться до 17 ноября, дня рождения героя выставки.

17 мячей и «Три мушкетера»
С самого детства Брусникин любил футбол — был нападающим в команде и страстным болельщиком. Демьян Борисович, Брус, Димочка, Митька, Димуля — десятки прозвищ давали ему друзья. 17 самых ярких и необычных имен авторы выставки написали на футбольных мячах и поместили их в комнате «Спящий великан», посвященной увлечению Брусникина спортом. В павильоне с маленьким полем с зеленой травой и именными мячами — истории о футболисте Дмитрии Брусникине. О том, как свои 50 он встречал на матче Россия — Израиль в Тель-Авиве, о его любви «красиво играть», о том, что он был «футбольным интеллектуалом» и «классно играл в футбол».

Еще одной страстью Брусникина были книги. Он читал всегда и везде. Актера и режиссера всегда помнят с книгой, но с какой именно — не скажет никто. Его любимым произведением были «Три мушкетера» Дюма. Роман стал основой перформанса, который будет проходить целый месяц в библиотеке музея: каждый день в назначенное время ученики, друзья и коллеги Брусникина будут читать по одной главе.

Наполеон и жареная картошка
«Он умел заводить глубокие отношения, умел сходиться с людьми, был очень заботливым, памятливым и внимательным. Мне было важно показать, что он не только интеллектуальный и духовный человек, он еще и земной. Он воплощал в себе единство тела и духа. Предпочитал простую домашнюю еду», — вспоминает о режиссере куратор выставки.
Брусникин любил жареную картошку. Готовил ее сам, нарезая кубиками. Он был неприхотливым в еде — вторым любимым блюдом был домашний торт наполеон с заварным кремом, посыпанный сверху крошкой. Оба любимых блюда Брусникина, кстати, на протяжении всей выставки готовят в кафе музея на первом этаже.

В баре, расположенном в «Голове великана», есть два напитка с брусникинскими названиями: «Тюри-пури» и «Дружочек». «Тюри-пури» — педагогический термин Брусникина, которым он обозначал все незначимое. Он все делил на две кучки: важное и все остальное — тюри-пури. Так он объяснял студентам недостатки их работ. Второй коктейль получил название в честь одного из любимых словечек Брусникина — «Дружочек».

«Мне важно, что тут есть и картошка, и анекдоты, — говорит Ксения Перетрухина. — Восприятие человека в его целостности — это как раз, мне кажется, то, что Дима практиковал. И он сам был таким. Нужно понять, что это не анекдот, что Брусникин не милаха, что это его метод — обнимать и разрешать. Это его стратегия, и она работает. У него была потрясающе интересная мастерская — он набрал необычных, не красавцев. Набрал личностей и сохранил личности. Как он это сделал — вот про это выставка. Остальное — тюри-пури».
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015