для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| от референса к костюму, или как создаются образы персонажей сериала |

От референса к костюму, или Как создаются образы персонажей сериала

tvkinoradio, 24.10.2019
Ирина Жигмунд

Где искать вдохновение, как выстроить общую цветовую палитру сериала и легко ли работать с винтажными вещами: рассказывает художник по костюмам сериала «Шифр» и заведующая кафедрой сценического костюма Школы-студии МХАТ Регина Хомская

— Не смотрела принципиально. Во-первых, не хочется попадать под чужое влияние. Во-вторых, у нас и актрисы и страна все равно другие. Важно понимать, что 1950-е годы в Советском Союзе — это чудесное время, когда люди уже стали жить немного лучше. Но Москва, это не Лондон. А нам было очень важно привязаться к месту. Конечно, это уже не такие отчаянно послевоенные годы. Действие в сериале разворачивается в 1956 — 1957 года, то есть прошло уже более 10 лет, люди немного вздохнули.

В моде поменялся силуэт и при том, что еще много чего донашивали, шили и новое. Появилось новое поколение, которому хотелось одеваться, наряжаться. С тканями было очень сложно, но все равно шили очень много.

Нам подарили для съемок несколько предметов одежды одной крупной дамы, которая явно заказывала вещи у хорошей портнихи со своим заметным почерком. И как-то мистически сложилось: из Питера приехала актриса Наталья Суркова, и все эти вещи на нее сели идеально. Они немного старомодные, но очень хорошо сшитые и этим попали в характер персонажа — она играет учительницу (завуча) в провинциальном городе. И получилось, что все это гардероб одного человека.

— У вас в сериале «Шифр» четыре героини. Как вы решали образ каждой?

— У нас очень хороший сценарий, который написан так, что можно легко выстроить для себя биографию каждого персонажа и сопоставить его со сценарными обстоятельствами. Поскольку я очень хорошо знаю и люблю советское кино 1950-х годов, то я нашла в нем прототипы для каждой из своих героинь. Поэтому когда у нас появились актрисы, с их непосредственным обликом и внешними особенностями, то у меня сразу выплыли какие-то образы из детства, из советского кино.

Прототипом для Катерины (актриса Лена Панова) послужила героиня фильма «Неоконченная повесть», на которую она очень похожа по характеру. Я не исключаю того, что наша сценаристка тоже на что-то опиралась, когда работала над образами.

Жена оперного певца из фильма «Обыкновенный человек» по своим внешним данным, характеру и статусу мне показалась очень похожей на нашу Ирину (актриса Марьяна Спивак). Но все эти прототипы из старых фильмов — лишь отправная точка.

Для каждого героя я собираю его гардероб, ведь он — человек, который живет в нашем кино. Дальше уже в зависимости от ситуации, времени года и так далее, как любой из нас, он берет из своего гардероба то, что ему нужно. Я считаю, все, что касается костюмов главных персонажей, должно быть безупречно, потому что их будут снимать больше всех и здесь не должно быть компромиссов.

— Как вы работали с цветом на сериале?

— Я всегда начинаю с того, что делаю палитру своего кино. И дальше у меня в костюмерной нет вещей другого цвета. Бывает, что ставят задачу сделать один объект поярче (с точки зрения одежды артистов массовых сцен), а другой, наоборот, поделикатнее. Например, у нас есть редакция молодежного журнала и сцена, где героиня приходит на вечеринку — там можно добавить цвет. Но это все равно цвет из палитры нашего кино.

Я смотрела много советских фильмов той поры, поэтому конец 1950-х мною воспринимается очень цветным. К тому же сохранилось много подлинных вещей того периода — они активно используются в сериале — и тоже говорят о том, что время было яркое. Я только не очень люблю орнамент, хотя отношусь к нему с огромным уважением и понимаю, что он во многом делает эпоху. А вот на экране он не всегда уместен: однотонность в костюмах больше концентрирует зрителя на сюжете и персонажах.

Конечно, для каждой героини мы подбирали свою цветовую палитру — это закон кинематографа, ну а в сериале этот пазл должен складываться в каждой сцене. Когда читаешь сценарий, то сразу становится ясным общее цветовое решение фильма, а потом уже внутри этой палитры прорабатываешь каждый кусочек, уголочек.

Поскольку наши героини — это команда, то временами их вещи перекликаются по цвету, например, у той же Анны и Ирины. Такое иногда случается еще и потому, что если мне в руки попадается роскошная винтажная вещь, и я понимаю, что она украсит наше кино, то я ее обязательно использую.

— Вы шьете костюмы или это подбор?

— У нас разные источники: шьем, арендуем. Я стараюсь использовать максимальное количество винтажа, потому что, разбавив его современными вещами, создается правильный «аромат» эпохи. Сегодня очень сложно найти или воссоздать те фактуры, но мы все равно пытаемся, потому что винтажные вещи очень ветхие. В прошлом блоке, на Анне снималась капроновая блузка, и она еле дожила до конца съемок, просто рассыпалась, хотя, когда начинались съемки, казалось что это прекрасно сохранившаяся вещь.

Еще я купила довольно много винтажного белья. И актрисы снимаются в бюстгальтерах, которые по форме соответствуют тому времени.

Но мужские рубашки мы шили, потому что сегодня большая проблема найти на складах киностудий рубашки с мягкими воротниками. Даже кепки шили, а вот шляпы мы покупали в Чехии на фабрике Tonak, которая делает классические модели.

Хотя у меня есть большое количество винтажной обуви, но для героинь всю обувь мы тоже отшивали, потому что актрисам должно быть в ней удобно.

И, конечно, все костюмы мы фактурим, но камера все равно делает их краше. Смотришь на вещь — на ней живого места нет, а на камере она выглядит красивой.

— Режиссер Вера Сторожева высказывала ли какие-либо пожелания?

— Мне повезло — режиссер мне очень доверяет. Ее вводные в основном касаются каких-то общих задач для костюмов в конкретной сцене: тут построже или наоборот, здесь пофривольнее. Приятно, что она замечает какие-то детали, а потом благодарит. Например, у меня в сцене свадьбы две героини по сценарию сестры, и я подобрала им такие платья, что кажется, будто у одной сестры платье имеет отделку из материала второй. И режиссер это заметила.

— Какое значение вы придаете деталям?

— Детали создают характер. Например, у нашего персонажа дамы-архивариуса брошки деликатные, подчеркивающие ее интеллигентность, а у Анны наоборот — веселые: бантики, веточки ландыша или что-то модное, в стиле авангарда. Она у нас персонаж, который очень следит за своей внешностью, поскольку мечтает выйти замуж. Поэтому, при всех ее неурядицах, Анна всегда в форме — это ее жизненная позиция. 

Когда у героини есть свой вкус, привычки, привязанности к определенному цвету — это очень читается. Иногда смотришь — вещь замечательная и актрисе по размеру подходит, но она не ее. Например, у меня в картине две модницы — Анна и Авия. Хоть обе они модницы, но все равно разные.

Массовки в нашем сериале, по сегодняшним меркам, немного, но хочется каждому уделить время, потому что мы видим ее в кадре, и это — качество кино. Когда ко мне приходят студенты, чтобы помочь одеть массовку, то первое, что я им говорю: смотрите на человека, придумайте ему биографию и оденьте его соответственно. Все должно быть уместно: если у вас женщина, которая живет на окраине и одевается как было модно 5-7 лет назад, не надо ставить ее на каблуки. Посмотрите на мужчину — идет ли ему шляпа или лучше будет в кепке?

Я выработала собственный закон: делаю кино для себя. Я — главный его зритель, мне должно быть интересно и приятно. Если еще кто-то это увидит и оценит, значит, у меня есть единомышленники.
Театр – он для людей, Brusfest, блог, 13.11.2019
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015