для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| “ “и я заорал: я поступлю во мхат!” |

“ “И я заорал: я поступлю во МХАТ!”

A Priori, 10.07.2019
Автор материала: Елизавета Вяхорева

Материал подготовила Кристина Вергара

Обложка: Виктория Худабашян

Быть актером — это не просто выходить три раза в неделю на сцену и читать заученный текст. Быть актером — это тяжкий, кропотливый труд, требующий постоянной работы и совершенствования с юных лет. И пока мы с вами жалуемся на первую пару в расписании, студенты школы-студии МХАТ ежедневно проводят в стенах театра по 12, а то и больше, часов. Без выходных. Без праздников. И без права на ошибку.
Евгений Шишкин (справа)

Время — вот то, чего так не хватает студентам-актерам. И речь идет не столько о свободном времени, когда можно спокойно погулять с друзьями, пропустив по стаканчику пива, сколько о времени на то, чтобы поработать еще. Именно поэтому ребята порой жертвуют сном, оставаясь на «ночные репетиции». “Приходишь в 9 утра, выходишь в 10-11 вечера, а тебе надо еще придумать новый этюд на следующий день, отрепетировать песню, разложить стихи — а когда все это делать — непонятно. Поэтому и приходится иногда оставаться на репетиции до поздней ночи” — Евгений Шишкин, студент первого курса актерского факультета.

Учебный процесс студентов театральной студии проходит довольно необычно: общеобразовательные дисциплины чередуются с театральными. Самое приятное, что в курсе нет ни одного предмета с математическим уклоном. Актеры изучают русский и английский языки, историю России, историю искусств и литературу. В перерывах между парами ребята не только отдыхают, но и успевают «прогнать» этюды или «подчистить» технические аспекты (например, выстроить свет).
Сергей Соломин

“Ночью я опять поздно лег и проспал 5 часов, вместо положенных 8. С трудом проснулся. Не завтракая, собрался, побрызгался одеколоном и поехал в школу-студию. По пути выкурил сигарету; утренняя сигарета — это уже ритуал. Прибежал — у нас мастерство. И тут я либо грущу, потому что у меня нет этюдов, либо показываю свои, параллельно наблюдая за работами остальных. Затем перерыв, чтобы перекурить, покушать, что-то повторить. Дальше — пара, на которой чаще всего удается поспать — что-то вроде русского или истории. Потом танец, сцендвижение или вокал — две пары, после которых большой перерыв. Последнее занятие у нас традиционно мастерство. Выхожу около 10 вечера. Еду в общагу, где мы с ребятами немного отдыхаем и опять готовим этюды на следующий день” — Сергей Соломин, студент первого курса актерского факультета о типичном буднем дне.

Жить в таком ритме трудно, это выматывает. Режим превращается в рутину, и человек просто-напросто выгорает: пропадает желание вставать “к первой” и выкладываться на максимум в течение дня. У ребят-актеров совершенно разный подход к этому вопросу. Ева Инденбаум (студентка первого курса) считает, что просто надо любить свое дело и погружаться в него с головой. Но при этом морально готовить себя к работе и учиться находить отдушину в мелочах. Другие же осознают, что существует риск, но уже нашли для себя способ, как с этим справляться. Евгений Шишкин находит в своем деле интерес, отчасти воспринимая его как развлечение, как возможность развиться и проявить себя. «Надо учиться находить моменты, чтобы отключить голову и побеситься, но не забывать, что делать это надо талантливо — ты же на сцене».
Ева Инденбаум

Не секрет, что многие студенты, уже обучаясь на каком-то факультете, все еще не знают, чем будут заниматься по жизни. И студенты МХАТа не исключение: далеко не все из них могут представить четкую картину своего профессионального будущего. “В ближайшее время после выпуска, вероятно, я буду актрисой, но ближе к зрелому возрасту я вижу себя режиссером. Конечно, это неточно, потому что кем я буду и чем займусь, даже я сама не в силах сказать. Может, мне даже школу-студию окончить не удастся, может, я стану писателем — кто знает”— Ева.

Прогоны, зачеты, обязательные походы в театр, а с началом лета еще и сессия — бешенный ритм, в котором, порой, забываешь даже поесть. Что же делать с личной жизнью? Как все успеть? Ведь партнер требует внимания и времени, а у студентов-актеров время явно в дефиците. Именно поэтому мало кто из ребят на начальном этапе состоит в отношениях — совмещать качественную работу в театре и гармонию в паре трудно. По мнению самих студентов, чтобы не возникало серьезных конфликтов, человек должен быть готов принимать занятость актера, понимать, что ревность к партнерам по этюдам и спектаклям бессмысленна, и поддерживать родного человека в трудный для него период (не прошел этюд, отстранили от занятий, сделали выговор). Поэтому большинство ребят, которые все-таки рискнули связать себя отношениями, выбирают в партнеры «людей своего же поля» — таких же актеров. Но и это не всегда спасает: вне рабочего процесса видеться им удается редко.

«У меня стало мало времени для совместного времяпрепровождения, я был полностью сосредоточен на себе. Последнее, пожалуй, главная причина нашего разрыва» — Сергей о причинах расставания с девушкой.

— Расскажи о своем впечатление от первого в жизни похода в театр.

“Мое первое сознательное впечатление о театре — это недовольство. Мне было шесть лет, и мама повела меня на “Недоросля”. Мне жутко не нравилось, как идет спектакль, как актеры произносили текст. Я болтал ногами, вертелся на стуле, а после спектакля сказал: “Я покажу, как надо играть! Вот я приду и покажу, как надо!” — Евгений. 

“Впервые я оказался в театре в родном городе, в Туле, весной 2014 года. Это был спектакль “Маленький принц”. Помню, что испытал абсолютное восхищение. Восхищение и текстом, и актерами, и режиссерскими идеями” — Сергей.

— В чем, по-твоему, основная сложность быть студентом-актером?

“В постоянной работе над собой. Преподаватели говорят, что нельзя научить кого-то быть актером, только мы сами можем научиться этому. И я согласна — это действительно так. Но тут возникает другая проблема: чему учиться — непонятно. Мы занимаемся абсолютно абстрактными вещами, и у нас нет никакого продукта” — Ева.

“Принимать — в этом главная сложность. Принимать правила игры, которые существуют в этом институте. Если ты не принимаешь, что надо общаться со всеми ребятами, чтобы делать больше разнообразных этюдов то, скорее всего, у тебя ничего не получится” — Сергей.

— Почему именно театр?

«Потому что на площадке я ловлю кайф. Я чувствую жизнь, я чувствую ее драйв. Ощущаю себя частью чего-то большего. И это мотивирует работать. Я часто задавал себе вопрос: что, если не театр? Да ничего. Я бы даже не поступил никуда, мне кажется, хотя полтора года проучился в лицее при Бауманке. Просто театр — это особое состояние души» — Евгений. 

«Когда я поступал, я не знал, почему. У меня были мысли, что актеры — это известные, красивые, интересные люди, но, по факту, ни почему. Мои знакомые из театральной студии поехали поступать, и я подумал: „О, я тоже хочу“. На самом деле, во время поступления случился переломный момент — меня слили после прослушивания в Щепке [ВТУ имени Щепкина — Прим. редакции]. Конечно, я расстроился — убрали даже не с первого тура. Позвонила мама, я рассказал, и она таким ужасным, похоронным голосом ответила „Ну, ничего“. В этот момент я очень напрягся, жилы на висках проступили, и я заорал в трубку „Мама, я поступлю во МХАТ!“. И поступил» — Сергей.

Да, быть студентом-актером сложно, учеба требует особого внимания и отношения, но оно того стоит. И пусть многие еще не знают, свяжут ли свою жизнь с театром, вполне возможно, что именно этих ребят в будущем мы увидим на сцене, а их фамилии будут красоваться на афишах.

Выражаю отдельную благодарность за помощь в создании материала Евгению Шишкину — студенту уже второго курса актерского факультета.
Буквы на бумажных простынях, Старт Ап СТД РФ, 31.10.2019
Скрестите шпаги, господа артисты, газета Культура, 17.10.2019
«Если смерти, то мгновенной…», Игорь Шевелев, Российская газета, 15.10.2019
10 минут с юбилея Анны Петровой, Пресс-служба ТЦ «На Страстном», 24.09.2019
Эмилю Вернику — 95, Московский комсомолец, 4.09.2019
Оберег Брусникина, Елена Третьякова, Story, 1.09.2019
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015