для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-32-13 (приемная ректора)
+ 7 495 692-41-67 (касса учебного театра)
E-mail: public@mxat-school.ru

| « „одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“ |

« „Одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо“

A Priori, 4.07.2019
Автор материала: Елизавета Вяхорева

Материал подготовила Ярослава Горлова

Обложка: Виктория Худабашян

Актер театра и кино, воспитанник школы-студии МХАТ, а теперь ее ректор, руководитель и наставник первого курса актерского факультета Игорь Яковлевич Золотовицкий рассказал Елизавете Вяхоревой о том, как справиться с творческим „выгоранием“, поделился своими впечатлениями от экзамена по вокалу и подвел итоги первого курса.

— Сравнительно недавно у первокурсников прошел экзамен по вокалу. Каковы Ваши впечатления?

— Мы по какому принципу работаем? Один курс выпускаем — новый набираем. И, конечно, к ребятам надо привыкнуть, надо их получше узнать. И такие зачеты, экзамены нас роднят, они дают возможность лучше понять и почувствовать подопечных.

Мне нравится в ребятах их заразительность. Это, между прочим, очень важное качество для актера.

Даже если ты поешь какую-то дрянь, если ты еще что-то не до конца умеешь или знаешь, главное — это заразить слушателя. И в этом смысле я ребятами очень доволен. Откровенно говоря, когда мы набирали курс, он казался не очень поющим. Все-таки у нас драматический вуз, они не обязаны петь. Но, конечно, это очень желательно, ведь в современных реалиях от актера требуется очень многое, фактически все и сразу: и владение каким-то инструментом, и умение разбираться в нотной грамоте. Самое приятное и важное то, что ребята сами тянутся ко всему новому. Поэтому по их просьбам мы закупили все инструменты, каких не было, но к которым они проявили интерес.

— Как, по-Вашему, ребята этого поколения отличаются от представителей предыдущих?

— Я не сторонник мнения, когда говорят, что раньше было лучше, а сейчас все плохо. Мне кажется, каждое поколение хорошо по-своему. Предыдущие выпускники совсем не отличаются от нынешних первокурсников, они лишь на четыре года старше. Мы с Сергеем Ивановичем Земцовым [руководителем курса и деканом актерского факультета – Прим. Ред.] недавно подсчитали, что свой первый курс как руководители мы набрали ровно 17 лет назад. Курс, где учились Антон Шагин и Максим Матвеев. Вот они, конечно, отличаются. Хотя бы тем, что у вас уже другие гаджеты. У вас уровень информированности другой, а кто информирован — тот вооружен, ведь информация важна и в нашей сфере деятельности. Конечно, с того времени многое поменялось: и литература сильно изменилась (я считаю, в лучшую сторону), и современная драматургия. Ваше поколение другое, но это ни плохо, ни хорошо. Просто это так.

— С какой главной проблемой сталкиваются студенты-актеры?

— Проблема в том, что ребята, которые учатся в Москве, после выпуска не хотят уезжать из столицы. Хотят работать в московских театрах, сниматься на „Мосфильме“. И меня как театрального педагога это сильно тревожит, потому что ребят зовут и могут позвать в провинцию, если у них будет желание, ведь там есть прекрасные театры.

А Москва переполнена, Москва слезам не верит — и в театре тоже.

Ты пойди попробуй доказать, что был лучшим на курсе в какой-то брендовой школе, будь то МХАТ, или Щепка, или ГИТИС, или ВГИК. Мне радостно оттого, что у каждого руководителя есть свой театр. И у Евгения Писарева, и у Виктора Рыжакова, и у Марины Брусникиной —это, на самом деле, сильно помогает, потому что они могут занять ребят у себя, но не всех же. В наше время мы обязаны были бы распределиться: не в Москве, так поезжай в другой город. С одной стороны, это было своеобразной козявкой, заковыркой, палкой, но с другой — я помню, как мои однокурсники уезжали в Таллин, работали там с замечательным режиссером Николаем Шейко и были довольны своим выбором. А сейчас свободное распределение — хоть мороженое продавай.

— Много тех, кто идет работать не по профессии?

— Сказать трудно, но точно могу ответить, что порядка 90% наших выпускников — это актеры или люди, так или иначе связанные с театром: продюсеры, сценографы, сценаристы. И, конечно, радостно, что ребята зарабатывают деньги профессией, которая прописана в дипломе. Безусловно, есть и те, кто меняет сферу деятельности: что-то продают, кто-то идет в кино, становится режиссером. Кто-то кардинально переворачивает свою жизнь и отстраняется от театральной деятельности совершенно.

— Из-за жуткого ритма в школе-студии некоторые ребята уже на первом курсе сталкиваются с внутренним „выгоранием“. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Выгорание знаете, когда происходит? Когда человек заканчивает школу-студию, а на пары идти не надо. И нет ни мастерства, ни репетиций. Или есть репетиции, но одна в неделю. А здесь они заняты с 9 утра до 10 вечера, это держит их в тонусе.

В этом и заключается суть нашего творческого образования — научить ребят работе.

Ведь что нашей профессии актера, что вашей профессии журналиста научить невозможно. Можно научиться, можно что-то подглядеть, у кого-то что-то украсть (какую-нибудь манеру или стиль), можно кем-то восхититься, но одним талантом тут не отделаешься — его еще обслуживать надо.

— Сами Вы сталкивались на своем творческом пути с подобным выгоранием?

— Конечно, сталкивался. Мне кажется, любой творческий человек хотя бы один раз в жизни сталкивается с таким чувством, с такой ситуацией.

— Как Вы с этим справлялись?

— Мне повезло: у меня всегда была группа, я никогда не был один. Это очень важно в нашей профессии, чтобы был близкий круг друзей с общими интересами. Когда мы понимали, что в театре нечего делать, мы собирались, чем-то себя занимали, потом объездили вместе 28 стран и создали свой театр. Это очень важно, чтобы было 5-7 человек, которые на одной волне, которые не успокаиваются и не сидят довольные тем, что уже сделано, готовые просто подносить кофе в редакции или иногда мелькать в массовке, а которые хотят что-то делать, что-то организовывать, заниматься чем-то большим. Ведь вашему поколению потом руководить всеми нами, стариками.

— Какой совет для достижения успеха Вы можете дать начинающим актерам?

— Мне кажется, все то, что я сказал выше, это и есть мой совет: всегда надо держаться вместе. У тебя всегда должны быть люди твоей профессии, которым ты доверяешь, и неважно, старше они, младше или ровесники.
Надо уметь слушать других, принимать критику, никогда не надо сидеть и ждать, пока тебя найдет Спилберг или пригласит на съемки Тарантино. Надо самому брать и делать, самому искать возможности и никогда не стоять на месте.

— Год уже подошел к концу, какой итог первого курса Вы можете подвести?

— Итог таков, что курс формируется. Мы расстались с десятью ребятами. Ощущения хорошие и позитивные, но, конечно, дальше будет только сложнее — как нам, так и ребятам. Все, что мы задумывали — все получилось реализовать. Мы, преподаватели, не всегда всё успеваем, но ребята оказались рабочие, интересные. Пока — хорошо, а что будет дальше — неизвестно, но надеемся, что будет еще лучше.
Памяти Аллы Покровской, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, Канал Культура, 26.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Известия, 25.06.2019
Беседа с Андреем Воробьевым, Инстаграмм Школы-студии МХАТ, 20.05.2019
«Чуш» и «Оттепель» в Новокузнецке, 10 канал (Новокузнецк), 20.05.2019
Дней связующая нить, Ревизор, 16.05.2019
Сюжет картин, MuseCube, 25.04.2019
«Школа для дураков»: упорядоченность иррационального, Известия. Саратов и регионы, 18.04.2019
«Уроки Табакова: начало положено, Известия. Саратов и регионы, 15.04.2019
Новости культуры, Канал «Культура», 12.04.2019
Ужас обернули мехом, КоммерсантЪ, 4.04.2019
«Пушечное мясо» Филиппа Григорьяна: не будить до весны!, Кристина Матвиенко, журнал Театр, 30.03.2019
Don’t Grow up it’s a trap, MuseCube, 28.02.2019
Не такой, как все, Театральная афиша столицы, 29.01.2019
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015