для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| здесь и сейчас |

Здесь и сейчас

Страстной, 10, 13.09.2018
Место действия — Ярославль. Время действия — весна. Действующие лица и исполнители — выпускники российских театральных школ. В воздухе витает свежий цитрусовый аромат, а это значит, что в город приехал молодежный фестиваль «Будущее театральной России». Апельсин — символ фестиваля, а за устрашающей аббревиатурой БТР скрывается боевой творческий настрой участников.

БТР — крупнейший смотр молодого талантливого поколения, пространство мастер-классов, творческих и лекционных встреч и, что особенно важно, дискуссионная площадка, предназначенная для осмысления актуальных проблем театральной школы и театральной педагогики. Особенную значимость этот вопрос приобрел в контексте юбилейной даты, позволившей в ретроспективе десяти лет существования БТР попытаться обозреть в целом данное фестивальное явление и составить четкое представление о назревших проблемах современной российской театральной школы.

Есть ли будущее у театральной России? На протяжении многих лет жизни фестиваля появлялись противоречивые, а иногда и довольно жесткие высказывания, представленные наиболее полно на страницах журнала «Страстной бульвар, 10» (№ 9-10, 2016), где также освещалась история возникновения БТР и фестиваль 2016 года. В то время как педагогическое сообщество смотрит в будущее с некоторым скепсисом, молодое поколение театроведов оценивает ситуацию весьма оптимистично: «У деятелей искусства должно быть опережение времени, действительности, еще лучше — возможность подняться над временем… Когда есть возможность заглянуть за пределы времени, тогда можно почувствовать себя человеком. Мой ответ на вопрос о будущем театральной России таков: оно наступает прямо сейчас».

Профессиональный дебют в рамках БТРа случается не только у студентов-актеров, но и у студентов-театроведов. За событиями фестиваля, как обычно, следит редколлегия БТЖ — будущего театрального журнала, мобильной фестивальной газеты или будущей театральной газеты «Отсебятина», также отметившей свой юбилей, но только в электронном формате. Стоит вспомнить и фестивальную газету, появившуюся вместе с Ярославским фестивалем дипломных спектаклей театральных школ России в 2000 году. Над материалами ежедневных выпусков работала петербургская команда театроведов во главе с известным сегодня театральным критиком Татьяной Джуровой, а тогда студенткой СПбГАТИ. Прекрасная, чуть сумасшедшая фестивальная жизнь порождала живые сиюминутные отклики, рецензии, которыми зачитывались не только участники, но и зрители.

БТР-2018 показал 16 спектаклей десяти театральных школ в течение десяти дней. Интенсивный темпоритм фестиваля в этом году задавался насыщенной драматической программой, которая компенсировала отсутствие важной практической части в виде различных мастер-классов. На традиционной «Золотой лекции», которую прочитал театральный критик Павел Руднев, прозвучал вопрос: «Почему зародился режиссерский театр и почему можно интерпретировать классику?», — ставший контрапунктом в многочисленных спорах вокруг литературного материала, выбираемого для дипломного спектакля. В дискуссионном пространстве осмыслялись и определялись «пропорциональные» соотношения режиссерской концепции и сугубо школьных задач, количественная приемлемости которых должна создавать гармоничный и органичный рисунок дипломного спектакля. Прошедший фестиваль наиболее остро дал почувствовать диссонанс художественных задач и желания продемонстрировать актерское оснащение студентов.

На камерной сцене Театра им. Федора Волкова проходили обсуждения фестивальных спектаклей в присутствии художественных руководителей курсов, профессионального сообщества и студенчества. Устраивая перекличку с предыдущими годами фестиваля, на которых отчетливо звучала точка зрения профессора Ярославского театрального института, народного артиста России Александра Кузина, об особенности формирования будущего актера, которое зависит от масштаба личности педагога, хотелось бы добавить альтернативное мнение иностранного гостя фестиваля режиссера Ролана Боннина. Несмотря на то, что первоначальные идейные установки поменялись, сохранилась одна из центральных задач — взаимообмен и взаимообогащение опытом и знаниями, о важности которых и рассуждал режиссер: «Очень опасно думать, что, окончив свою школу, в ней нужно замкнуться. Очень много разных подходов. Очень важно изучать и наблюдать то, что делается вокруг. Чем больше ключей у вас будет, тем больше возможности развиваться». С этим хочется согласиться. БТР объединяет одновременно множество эстетик, позволяя студентам познакомиться и обменяться художественными «ключами» профессии. 

Несмотря на то, что афиша действительно очень насыщенная, в ней выделяются четкие смысловые блоки. Впервые сразу три театральные школы привезли на фестиваль по два спектакля. По сложившейся традиции БТР открыли ярославские кукольники, показавшие спектакль «Мастерская. INSIDE» (режиссеры Наталья Хабарина и Виталий Новик), представляющий собой коллаж из этюдов и упражнений, которые наиболее точно раскрывают природу профессионального мастерства актеров театра кукол.

Торжественным же и монументальным «въездом» БТР на большую сцену первого русского театра можно назвать спектакль ГИТИСа «По Руси» по рассказам Максима Горького (мастерская народного артиста России Сергея Яшина). Прозаическое горьковское полотно, разыгранное в «приблизительно» психологической манере, выглядит несколько застывшим, запечатленным в некой картинной форме. Каскад историй, судеб рассказан в крупных русских не столько характерах, сколько типажах. Они искренне страдают от несчастной любви, живут надеждой и верой в подлинное счастье. «Вдовий пароход» (художественный руководитель — народный артист России, профессор Герард Васильев) стал дебютом факультета музыкального театра ГИТИСа и предметом активных дискуссионных обсуждений. Это история о вынужденной коммунальной жизни Капы, Фисы, Ады и Ольги, искалеченных войной физически, опустошенных духовно. Четыре женские судьбы, распластанные по жестокому XX веку, в своих горестях и крошечных тусклых радостях, любви и ненависти, жажде жизни и глухой беспомощной отчужденности, представлены в режиссуре Александра Бабика. Спектакль передает фактуру бытовой и духовной жизни человека послевоенного времени в трагических тусклых полутонах.

Нынешний фестиваль активно обживал большую и камерную сцены Театра им. Ф. Волкова, оставив лишь несколько спектаклей на сцене Учебного театра ЯГТИ. Ярославский зритель наконец-то получил возможность посмотреть Школу-студию МХАТ на большой сцене и остался в восторге от увиденного, как и многие участники БТРа. Курс Игоря Золотовицкого и Михаила Земцова представил спектакль «ЧудоЧудоЧеловек» в режиссуре Марины Дровосековой. Спектакль-упражнение захватывает своей безудержной энергетикой, бесшабашным театральным «хулиганством» и динамичным пластическим рисунком. Упражнения на внимание, ритм, реакцию удивительно точно складывались и переплетались с текстами Корнея Чуковского, его биографией, воспоминаниями родных и современников. Слаженная ансамблевая работа студентов создает стремительную смену образов, где убегающая от Федоры посуда трансформируется в целый музыкальный оркестр.

Иная природа сценического «хулиганства» проявилась в спектакле «Сон в летнюю ночь» студентов выпускного курса мастерской Александра Кузина Ярославского театрального института. Снимая с себя всякую ответственность за последующее «безобразие» один из персонажей говорит, что все это просто сновиденье, легкие пустые сны и ни в чем нет ничьей вины. Шекспировские сны в калейдоскопе пестрых акробатических трюков, бесконечной свободы интерпретации образов, не ограниченных никакими каноническими представлениями о природе драматургии автора. Это карнавальный Шекспир, сотканный из иррациональных ассоциативных вспышек сознания. Своеобразная гармония хаоса, где все подчинено режиссерской концепции, но творится в режиме живого времени. Образы, порожденные коллективным бессознательным, могут позволить себе быть иронично юмористическим, например, фея Титания и свита эльфов, преображающаяся в кришнаитское братство.

В программе фестиваля возникли сразу два вербатима: «спектакль-интервью о непохожих судьбах» «Турбулентность» (мастер курса Сергей Листопадов) Хабаровского института культуры и спектакль “Te Deum” Школы-студии МХАТ режиссера Веры Харыбиной. “Te Deum” — молитва современного обывателя, человека с улицы, детдомовца, беженца, путь к Богу через мрак жизни. Музыкальная партитура спектакля соткана из средневековых хоралов, многоголосых религиозных молитв, формирующих созвучную полифонию судеб. У каждого свой Бог и свой путь: для кого-то это топография, кому-то важна противоречивость церковной догматики, у кого-то разрушительная война на Украине, а кто-то… хочет стать богом.

Особняком стоят два спектакля. Новосибирский театральный институт представил «Грозу» мастерской Алексея Крикливого, главного режиссера Новосибирского молодежного театра «Глобус». Совместный актерско-режиссерский курс подарил камерную «Грозу», прозвучавшую довольно раскатисто и уверенно в художественных децибелах. В режиссуре Ивана Орлова история города Калинова уместилась в пространство наспех сколоченного дома или точнее остова этого дома, в котором отсутствуют любовь, взаимопонимание, дружба и тепло. Здесь звучит характерный для русской литературы в целом мотив безотцовщины, а в этом случае бездомности. Ведь все моральные и нравственные основания разрушены. В Калинове царит вечный холод «быдловатости», в изображении которой преуспели студенты НГТИ. Выразительные, фактурные, разработанные до мельчайших деталей образы районных гопников, на фоне которых четко конфликтно выделяется своей среднеазиатской внешностью и акцентом Дикой (Сомон Алимов), шаржированный купчишка, накидывающийся с кулаками, но с трудом достающий до высокорослой калиновской молодежи. Катерина в интерпретации Орлова — наивный ребенок с восторженным, устремленным к небу взглядом, чистой и светлой душой, жаждущей тепла и ласки. Скромность ее угловатая, неуклюжая, по-детски импульсивная, движения стремительные и порывистые. Анна Замараева создает не типичный романтический образ Катерины, а нечто большее, наполненной правдивой природной полнотой и обостренным ощущением жизни. Особую томительную атмосферу тянущей, разрывающей сердце грусти поддерживают рок-романсы группы «АукцЫон».

Финальным аккордом фестиваля стал спектакль «Мастер и Маргарита» Петербургского театра «Мастерская» режиссера Григория Козлова. Эпическое многонаселенное полотно романа развернулось в четырех действиях и двух вечерах, что для ярославского зрителя оказалось отнюдь не испытанием, а полным и глубоким погружением в мир булгаковского текста. Спектакль, родившийся из этюдов, сыграли студенты четвертого курса РГИСИ, работавшие над материалом около двух лет. Он получился основательным, даже монументальным, сложносочиненным, с множеством находок, вскрывающих природу фантасмагорических булгаковских миров. Фабульная линия наполняется лирическими контрапунктами, акцентирующими внимание на центральной фигуре романа — Мастере. В этом образе прочитывается сам автор романа — Булгаков, о присутствии которого в этюдной композиции спектакля говорят и буквальные (или прямые) биографические вставки. Тема жизнетворчества становится одной из ключевых в постижении феномена космогонии романа жизни. Это не дословное перенесение романа, но живой пульсирующий момент творения, рождения персонажей, процесса их существования. Искусство преломляется сквозь документальную призму, отображающую реальную жизнь, проблемы, конфликты жизни Булгакова. Студенты свободно существуют в сложном хронотопе текста, переходя из мира реального в мир художественный.

Фестиваль «Будущее театральной России» в очередной раз привез на ярославскую землю молодое поколение актеров. География, как и всегда, обширна — от Москвы до Хабаровска. И, несмотря на то, что БТР не является конкурсным фестивалем, можно говорить о своеобразной битве театральных школ за то, что каждая из них считает будущим театральной России. Об этом напомнили актеры Театра им. Федора Волкова, обыграв на торжественном открытии фестиваля вечно враждующие шекспировские семьи в контексте современного театрального процесса. На театральных подмостках стенка на стенку сошлись две «бандитские» группировки — самозамкнутых приверженцев психологизма и эпатажных пост-пост-драматических абстрактных существ. Хоть будущее и творится здесь и сейчас, но… кому быть? За кем оно? Вопрос остался без ответа.

Салимова Лейла
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015