для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| маяковский-post |

Маяковский-POST

Журнал «Театр», 9.07.2018
Ирина Сироткина

ТЕАТР. продолжает писать про, может быть, не самые громкие, но важные события сезона. Одно из них – спектакль «Не про это», поставленный Дмитрием Мелкиным со студентами III курса Школы-студии МХАТ, Мастерская Дмитрия Брусникина.

Можем ли мы понять прошлое? Кто-то сказал, что со времени, когда Библия была написана, ее смысл изменился не один, а несколько раз. К самым ранним и далеким смыслам у нас нет ключа, нет доступа. Как Поколению Z, родившемуся в третьем тысячелетии с гаджетами в руках, понять Революцию? Ты читаешь им стихи Маяковского, тексты Романа Якобсона, футуристические манифесты, а они говорят: «мы не понимаем». «Порвалась связь времен» – произносит кто-то из актеров знаменитую фразу в самом начале спектакля.

Хорошо известный способ приблизить прошлое – найти в нем что-то от настоящего. Одна из последних тирад спектакля – про диктатуру государства: ее произносит актриса в красном, с красными глазами, когда встает в красные туфли-лодочки, в которые только что налили красное вино… Но что в нашем обывательском, коммерциализованном третьем тысячелетии реально напоминает о Революции? Пожалуй, ничего.

Чтобы прорваться к историческим смыслам, режиссер Дмитрий Мелкин пошел по другому пути – пути физического театра. Он решил говорить о Революции со студентами Мастерской Дмитрия Брусникина языком пластики. И не просто говорить, а дать ее почувствовать телом. Ведь Революция – не только лозунги, слова, но и телесные движения и, прежде всего, рождение тела коллективного. Это возвращение на сцену античного хора, говорящего и движущегося как единый персонаж. Это, не побоюсь этого слова, «соборность» – слитность индивидуальных душ и тел.

Вместе с художницей Викторией Сорокиной, Мелкин придумал доски, кубы и постаменты, из которых у зрителя на глазах актеры строят то ли подмостки, то ли Новый мир. Из кубов возводится стена, в которой образуются бреши, из которых высовывается декламирующая голова актера. Повернутые обратной стороной и поднятые над головами, доски превращаются в революционные лозунги-транспаранты. В финале из досок начертана римская цифра “XVII”: «в терновом венце революций грядет семнадцатый год…»

В какой-то момент вечера мне стало казаться, что я нахожусь не в Учебном театре МХАТ, а в Мастфоре – знаменитом театре-мастерской Николая Фореггера – и смотрю его «танцы машин». Тем более, что по размеру сцена Учебного театра ненамного отличается от сцены Дома печати, где в начале 1920-х играл Мастфор, и где с трудом могла уместиться пара велосипедов. У Фореггера на сцену выбегали молодые актеры-физкультурники в черных трусах и футболках, по команде соединялись в сложную конструкцию, и «машина» начинала работать: согнутые в локтях руки двигались, тела равномерно раскачивались. В пантомиме «Поезд» создавалась полная иллюзия движения состава с паровозом; в другом номере восемь актеров изображали механизм для укладки рельсов и сам подвешенный над полотном рельс. И хотя ничего такого актеры в спектакле Мелкина не изображают, слаженность их действий, наверное, не хуже, чем в «танцах машин».

Когда в 1924 году Дом печати сгорел и Мастфор закрылся, Фореггер стал одним из соавторов нового, еще более революционного, дела – театра «Синяя блуза». Здесь актеры-любители делали агитационную «живую газету», было много гимнастики и декламации, главным образом, хоровой. «Хоровым чтением» занимались не только синебузники, но и другие самодеятельные студии и профессиональные труппы: в 1920 году при московском Пролеткульте была создана Тонально-пластическая ассоциация – Тонплассо. В ней обучали разным системам актерской игры, театральной биомеханике, коллективной декламации, танцу, акробатике. Занимавшийся там Иван Пырьев вспоминал, что актеры, как завзятые циркачи, летали на трапециях, ходили по проволоке, делали сальто, жонглировали… Однако попытка театрального синтеза не удалась – критики писали, что «тональные выступления» (хоровая декламация) в студии шли отдельно от пластических, жаловались на «засилье слов», механическое, неэмоциональное чтение – «хоровую рубку лозунгов».

Впрочем, «механичность» и отказ от эмоциональности не был случаен. Один из тех, кто экспериментировал с хоровой декламацией, Василий Сережников, – по замечанию театроведа Валерия Золотухина – «не оставлял хористам возможностей для рефлексии по поводу этой коллективности. Главным инструментом, с помощью которого создавалась коллективность, была музыкальная интоксикация» (В. В. Золотухин. В поисках новых форм коллективности: ансамбль и декламационный хор в русском театре 1910–1920-х годов // ШАГИ/STEPS. 2017, т. 3, № 3. С. 9–23). Безличность, отрешенность, безучастность коллективной декламации Сережникова – были условием того, чтобы, вместо смыслового чтения, на свет появилась суггестивная «музыка речи». Один из первых спектаклей–инсценировок поэзии (стихотворения Эмиля Верхарна «Восстание») поставил в Пролеткульте Евгений Смышляев. Выходец из МХТ и Первой студии, он каким-то невероятным образом соединил коллективную декламацию, с ее установкой на массовость и агитационность, с психологическим методом Станиславского (впрочем, Валерий Золотухин не считает это невозможным).

Век спустя вызов Тонплассо и других «хоровых декламаторов» приняли брусникинцы во главе с Дмитрием Мелкиным. Как совместить пластику и декламацию, физический театр и хоровое чтение? Рецептов здесь нет, это каждый раз эксперимент, искусство. Режиссеру с брусникинцами лучше всего в этом спектакле удалось как раз оллективное тело: плотные группы, слаженные движения партнеров – биомеханика. В этом Мелкин ничуть не проигрывает Фореггеру и Мейерхольду (а он – их внучатый ученик). На сцене нет отдельных актеров, протагонистов и антагонистов – только коллектив, только хор. Все одеты в черные футболки, у актрис на них написано слово «МУЗА», у актеров – «ПОЭТ». Как и в 1920-х, декламация – механическая, безэмоциональная – эту коллективность подчеркивает. Отлично поставлены Алексеем Сюмаком хоровые композиции: когда две группы одновременно поют «Интернационал» и городской романс или, когда «Лиля Брик» монотонно распевает свое – по форме любовное, а по сути – деловое и безэмоциональное письмо «Маяковскому», а тот ей скупо и устало отвечает. И было бы совсем замечательно, если бы 12 картин, сменяя друг друга, складывались в одно целое, чтобы яснее стала воля режиссера, направленная им эволюция к смыслу.

Поэзия Маяковского в этом спектакле намеренно растворилась в хоровом чтении: индивидуальный голос поэта исчез в многоголосии Революции, разноречивости площадей. Разрезанные на краткие цитаты, стихотворения Маяковского перестают восприниматься как стихи и вообще с трудом узнаются, плохо вычленяются из звукового потока. Не потому ли, что их материал – язык улиц? Или из-за отсутствия пауз, когда и актеры, и зрители могут вздохнуть, остановится, осмыслить происходящее? Но коллективное тело не рефлексирует. Индивидуального человека, страдающего Маяковского, в спектакле вы не найдете. Как, впрочем, не стало уже в 1930 году самого «горлана-главаря»: перестав «горланить», он дал себя поглотить горланящей и совсем не поэтической массе – коллективному телу Революции. 
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015