для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| умер режиссер дмитрий брусникин. он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр |

Умер режиссер Дмитрий Брусникин. Он и его «брусникинцы» навсегда изменили российский театр

ТАСС, 10.09.2018
Тараканова Ольга

Он незаметно перевернул российское театральное образование, разомкнув герметичное университетское пространство в сторону живых людей. Вырастил одну из самых бодрых актерских команд Москвы — «Мастерскую Брусникина». Готовился перевернуть вверх дном театр «Практика», важнейшую площадку для современной драматургии, где буквально за несколько дней до смерти стал художественным руководителем и куда смог вернуть мощного, но опального после скандала с «Тангейзером» менеджера Бориса Мездрича. Вечером 9 августа Брусникин умер от сердечной недостаточности — вслед за Олегом Табаковым, Михаилом Угаровым и Еленой Греминой.

Закономерность, не совпадение: я узнала о смерти Брусникина по пути на премьеру с актерами из его «Мастерской». Потому что не увидеть его учеников на очередной актуальной премьере почти невозможно. Слово «брусникинцы» стало использоваться в прессе, кажется, чаще, чем слово «Брусникин».

Они играют в спектаклях на лучших экспериментальных площадках от «Практики» до Центра им. Вс. Мейерхольда. Часто — всем курсом Школы-студии МХАТ, который еще до выпуска в 2015 году начал соревноваться с «Седьмой студией» Кирилла Серебренникова за статус самой яркой молодой команды в российском театре. Правда, если Серебренников почти сразу привел своих выпускников в Гоголь-Центр и занимал в основном в собственных спектаклях, то Брусникин консолидировал вокруг студентов модных режиссеров — Максима Диденко («Чапаев и пустота»), Семена Александровского («Война еще не началась»), Юрия Муравицкого («Переворот»).

Появляются они и в еще более крупных проектах — поодиночке или группами. В «Ученике» того же Серебренникова, где главную роль религиозного фанатика Вени сыграл «брусникинец» Петр Скворцов. В мучительно прекрасной «Родине», где речи советских партфункционеров и актуальных чиновников озвучивают пятеро актеров из «Мастерской».

«Брусникинцами» обычно называют только два молодых курса, но среди первых наборов не меньше громких имен. Например, Дарья Мороз и Александра Урсуляк, которые определяют актерский образ спектаклей Константина Богомолова и Юрия Бутусова. Или Юрий Квятковский — первопроходец иммерсивного театра в России и режиссер «хип-хоперы» «Копы в огне».

Назвать громкие работы самого Брусникина куда труднее. Да, в 90-е он много появлялся на сцене МХТ: образование у него, собственно, актерское, он выпускник Олега Ефремова. В МХТ эпохи Табакова тоже играл, ярче всего — в этапных спектаклях Виктора Рыжакова, которые перенесли пронзительно-исповедальную драматургию Ивана Вырыпаева из подвалов «Практики» и Театра.doc на большую государственную сцену. Еще снимался в криминальных драмах, некоторые даже режиссировал — и для независимого телевидения рубежа веков («Петербургские тайны»), и для актуальных федеральных каналов («Ищейка»).

Он сказал в одном из интервью:

Школа[-студия МХАТ] — это основное место моей работы. С одной стороны, это всегда передача опыта. С другой — в какой-то момент за четыре года обучения возможны и конфликты. Но если человек […] способен декларируемое доказать, то я это только приветствую. […] На мой взгляд, нужно давать как можно больше свободы в проявлении себя. Только таким образом человек может понять, что он что-то значит Дмитрий Брусникин

Собственно, в выверенной прозрачности, готовности быть скорее медиатором, чем демиургом, и состоял феномен Брусникина. Он всегда подчеркивал, что ценит интенсивность и непосредственность актерского присутствия на сцене больше формальной выточенности режиссерских партитур. Его собственные спектакли от этого часто смотрелись несколько старомодно — качественно, бодро, но как-то излишне просто. Однако Брусникин и не скрывал, что делом жизни считает не режиссуру, а педагогику.

«Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще», которую я вчера смотрела, закончилась минутой молчания и слезами актерской команды. Но все полтора часа спектакля Анастасия Великородная, Александр Золотовицкий и Анастасия Лебедева существовали в режиме бодрейшей ультравитальности, который и характеризует работу «Мастерской Брусникина».

Иногда такая льющаяся через край энергия молодости даже кажется неловкой — излишне оптимистичной, самоуверенной. Но она же указывает и на живой, часто остро политизированный интерес ко всему вокруг. К интеллектуальным текстам о Высоцком, которые довольно дерзко, показательно иронизируя над авторитетами от Иосифа Бродского до Марии Степановой, представляли семеро «докладчиков» в Еврейском музее. Или к горожанам — от полицейских и бездомных до школьников и художников, монологи которых собирали на улицах во времена расцвета протестного движения для университетского экзамена и неожиданно вырастили в первый хитовый спектакль — «Это тоже я. Вербатим».

Собственно, с превращением вербатима и документального театра в основу актерского образования и связана та тихая революция, которую, как принято считать, совершил Брусникин в Школе-студии. Самый яркий пример здесь — проект «Транссиб», в котором вся «Мастерская» провела почти неделю в поезде до Владивостока и под руководством группы драматургов общалась с попутчиками, собирая материал для спектакля.

Спектакль, говорят, получился спорный: многие собеседники «брусникинцев» превратились из живых и сложных людей в карикатурные типажи русской жизни. Но в целом такой театр кажется случаем, когда репетиционный процесс и предварительное художественное исследование гораздо важнее предъявленного публике результата. Молодые богемные актеры повидали такое, чего не повидали бы никогда.

Тем более что за время учебы студенты Брусникина общались также и с куда более особенными группами. Например, расспрашивали пожилых актеров об их профессиональном прошлом в благотворительном проекте фонда «Артист» и работали в инклюзивной школе «Со-единение» над эскизом «Чайки» с участием людей, у которых нарушены слух и зрение. 

Еще одной находкой Брусникина был акцент на важности актерского самопродюсирования, прагматичном подходе, который все еще мало распространен в излишне творческой театральной среде. Он настаивал на том, чтобы актеры не боялись приходить с инициативами на разные площадки, хотя и всегда жалел, что из государственных учреждений по-настоящему открыт для таких предложений только ЦИМ, проектный театр без труппы. В итоге из этой установки родилась серия моноспектаклей, большинство из которых сейчас идут в «Практике» — два года назад «Мастерская» стала резидентом театра.

В «Практике» Брусникина назначили исполняющим обязанности директора в мае этого года. Из новостей стало известно, что тихий Брусникин всерьез способен перевернуть игру в «Практике»: 8 августа он переместился на должность худрука, а директором стал Борис Мездрич, тот самый, которого уволили из-за скандально известного «Тангейзера». Три года он не работал в театре и вот — вернулся. А сам Брусникин день пробыл на месте художественного руководителя. Мы никогда больше не узнаем, как они могли бы сработаться.

Подводя театральные итоги — 2017/18, почти все критики называли событием «сезона большой катастрофы» арест Серебренникова и три смерти — Табакова, Угарова, Греминой. Уже тогда было ясно, что важнейшим содержанием наступающего «Года театра» будут не масштабные празднества, а полуподпольный поиск способов существования без надежных опор. Смерть внимательного, спокойного и последовательного Брусникина — потеря очередной из таких опор.
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015