для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| не стало актера и режиссера дмитрия брусникина |

Не стало актера и режиссера Дмитрия Брусникина

Вечерняя Москва, 9.08.2018
Ольга Кузьмина

В смерть Дмитрия Брусникина поверить невозможно. В ней слишком много «слишком». Слишком талантливый, чтобы вдруг взять и уйти. Слишком молодой – что такое 61? Слишком неожиданно…
Но новость падает с неба, как бомба, взрывает сознание и наступает тишина – от необратимости. Еще одна горькая потеря августа…

В мае этого года Дмитрий Брусникин, в начале месяца назначенный худруком театрального центра новой драмы «Практика» делился планами. «Война еще не началась» Дурненкова в июне, в июле Алиса Гребенщикова сделает спектакль по современным стихам, такое вот погружение в поэзию с головой, а в сентябре – премьера по пьесам Дмитрия Данилова – «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой». Сказал, что собирается работать и с другими мастерскими – с Олегом Кудряшовым, Валерием Рыжаковым.

Планы, планы, планы… И – точка. 9 августа. Почему?!

…Дима Брусникин родился в ноябре 1957 года в семье военных, в ГДР. Школы менялись, как листки календаря – поскольку отца-военного посылали служить в разных местах. В 1974 году Брусникин сделал выбор – поступил в МИЭТ в Зеленограде. Но инженером электронной техники стать ему было не дано. Через год он оказался на театральной сцене. В народном театре Зеленограда пробовали сви силы многие талантливые молодые люди, отчего нет… Да только Брусникин вдруг понял, что техника – это здорово, но есть на свете и то, без чего он не может – совсем.

Спустя еще год он с приятелями отправился «на показ» к актеру и педагогу Виктору Коршунову. Ехали в Москву втроем – Дима просто как сопровождающий. Пришли, сели. Коршунов послушал друзей. Ну и Брусникину сказал – а ты, мол, что? Коль приехал – читай! А тот и не готовился особо. Но коли сказали – сделал. Читал Чехова. Коршунов помолчал многозначительно и выходнул: «А шел бы ты, Дима, поступать в театральный…».

…Еще через год в Театре-студии киноактера появился очень симпатичный машинист сцены. Красивый, яркий, похожий на тургеневских персонажей, быстрый машинист с работой справлялся отлично. Но цель у него была иная – он хотел понять… И, наблюдая за игрой актеров-легенд, который часто поднимались на сцену театра киноактера, он пришел к окончательному выводу: не надо ничего придумывать, не надо бежать от мечты, не надо сопротивляться течению – оно несет туда, куда нужно. Надо идти в театр…

В 1978 году документы Брусникина оказались сразу в трех театральных вузах Москвы. Его взяли везде – и в «Щепке», и в «Щуке», и в Школе-студии МХАТ. Надо было выбирать. Он отправился в школу-студию – курс набирал великий Олег Ефремов…

Школа-студия не только научила его всему. Она подарила ему и любовь на всю жизнь. Именно там он встретил свою Марину – сказочную Марину Брусникину, чудесную актрису, потом режиссера и педагога. Они поженились еще студентами.

На сцену МХАТа он вышел еще студентом. А по окончании учебы Брусники пополнил штат Московского Художественного театра имени Чехова.

… Может быть, покажется странным, но Брусникин практически сразу начал преподавать – еще совсем молодым. Сначала был ассистентом, потом, с 1993 года – преподавателем актерского мастерства. На самом деле у него был великий дар преподавания, который дается далеко не всем. Он объяснял так просто, глубоко и наглядно, что грех было не заслушаться… Его любили студенты, да и как можно было не любить? Человек серьезный, весомый, но с невероятно тонким чувством юмора, кругозором и какой-то особой, «отеческой» душой, не ведающий равнодушия – таким знали Брусникина его ученики, которым сегодня нет числа…

А он их всех помнил и любил. Курсы любил набирать с Романом Козаком. Когда закончился первый набор, он очень нервничал – как будет? Хотелось, чтобы и звездочки зажглись. И они не просто зажглись – заполыхали. Они с Козаком выпустили Александру Урсуляк, Дашу Мороз, Сергея Лазарева, Дашу Калмыкову…

Профессором Брусники стал менее десяти лет тому назад. Потом получил «заслуженного»… А три года назад выпускной курс Школы-студии МХАТ, известный как «Мастерская Дмитрия Брусникина», был полным составом принят в столичный драм театр «Человек». Брусникин стал там заместителем худрука. А еще через два года его «Мастерская» вошла в труппу московского экспериментального театра «Практика». В мае 2018 года он стал там худруком. И думал, как будет здорово сделать то и это…

…Всю свою жизнь Дмитрий Брусникин преподавал, что называется, не сходя со сцены. Он не был теоретиком, он был практиком. Только сыграв то, что сыграл он, можно было передавать опыт, делиться им, учить других… И этот опыт был у него солидным. Но массовый зритель, не театрал, любил Брусникина на его роли на экране.

Сниматься он начал в 1984 году. Но, конечно, славу ему принесла роль князя Дмитрия Платоновича Шадурского в «Петербургских тайнах». Он был неподражаем там: казалось, князь прост осошел с какого-то полотна XIX века… А потом фильмов было немало – от «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского» до «Огнеборцев», «Таинственной страсти», где он играл по сути Михаила Луконина, до «Проруби».

Он успевал все – играть, преподавать, ставить. Даже сценарий написал – к «Чехов и К»! Нашли его и награды, и признание, а в прошлом году Дмитрий Брусникин получил золотой памятный знак «Чайка» МХТ имени Чехова – за 35 лет служения театру.

Он служил ему, потому что любил – бесконечно.

Светлая память…

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

– Сегодня не стало Дмитрия Брусникина. Всего несколько месяцев назад он возглавил московский театр «Практика». Впереди было много планов и идей. Глубоко соболезную родным и близким Дмитрия Владимировича — актера, режиссера и преподавателя с большой буквы.

Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы:

– Пришла очень печальная весть — не стало худрука театра «Практика», талантливого актера, режиссера, коренного мхатовца Дмитрия Брусникина. Огромная потеря для всего театрального сообщества… Соболезную семье Дмитрия Владимировича и всем, кто знаком с его творчеством!

Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ:

 — Ушел мой друг, близкий человек Дмитрий Брусникин. Школа-студия МХАТ и вся театральная Москва осиротели. Дмитрий воспитал столько прекрасных артистов. Курс Дмитрия Брусникина по праву был лучшим в Школе-студии МХАТ. 

Редакция «Вечерней Москвы» выражает глубокие соболезнования родным, близким, коллегам и ученикам Дмитрия Владимировича Брусникина.
Живая школа, Ольга Егошина, Театрал, 14.11.2018
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015