для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| мастер верности и поиска |

Мастер верности и поиска

Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Ольга Федянина

Для театра продолжается год утрат, страшных и невосполнимых. 9 августа ушел из жизни Дмитрий Брусникин — выдающийся режиссер, педагог и актер. Известие это столь же трагично, сколь и внезапно.

Для широкой отечественной публики Дмитрий Брусникин был одним из самых успешных, узнаваемых, талантливых и любимых киноактеров. Но совершенно особенную роль — не в театральном и не в кинематографическом, а в гораздо более широком, всеобъемлющем смысле — он играл в российской театральной жизни.

Брусникин принадлежал к той небольшой, но необычайно важной когорте подлинных художников и подлинных профессионалов, которые в последние десятилетия определяли облик и направление движения современного отечественного театра в его лучших проявлениях.
Но еще он был профессионалом с абсолютным чувством собственного достоинства — это сочетание с течением времени стало чем-то редким, исключительным. Для зрителей, коллег и учеников именно он был одним из главных действующих лиц российского театра, образцом артиста, художника, укорененного в сценической традиции, но при этом безоговорочно принадлежащего новому времени, воплощающего на практике идею развития театрального искусства XXI века. По символичному стечению обстоятельств последнее — мимолетно короткое — место его работы называлось театр «Практика».

То, что «Практику» он даже не успел по-настоящему возглавить,— трагическая случайность. Мимолетность, поспешность совсем не была его стихией. Все, что Дмитрий Брусникин делал, делалось основательно, добросовестно и надолго. Будь то роли в сверхпопулярных сериалах «Петербургские тайны», «Сыщик», «Марш Турецкого» или работа в Школе-студии МХАТ, которая с его смертью лишилась своего главного и лучшего педагога.

Возможно, стремление к основательности и постоянству было его внутренним ответом на кочевое детство — родившийся в семье военнослужащего, Брусникин в детстве много переезжал вместе с родителями. Но уже в 20 лет, после недолгой учебы в Московском институте электронной техники, экспериментов в студии при народном театре и работы машинистом сцены, он принял решение, которое определило всю его дальнейшую жизнь: поступил в Школу-студию МХАТ на курс к Олегу Ефремову. Выпускники этого курса 1982 года, возможно, были и остались единственными настоящими наследниками Ефремова в нашем театре — ефремовского стремления и умения соединять профессионализм и поиск, основательность и открытость, талант завоевать огромную популярность и индивидуальное авторское художественное высказывание, не коррумпированное этой популярностью. Именно выпускники этого курса Дмитрий Брусникин, Роман Козак и Александр Феклистов вошли в середине 1980-х в труппу небольшого студийного театра «Человек», где сыграли несколько спектаклей, в которых воплотилась совсем новая, непривычная тогда еще для СССР театральность — театральность, подразумевающая отказ от всего громогласного, помпезного и лицемерного в пользу абсолютно выверенной правды существования актера, искренности, рискованной и неотразимой. Разумеется, это была мхатовская традиция, но на сцене МХАТа ей тогда было сложно найти место. Тем не менее МХАТ — а позже МХТ — всегда оставался родным театром Дмитрия Брусникина, в его труппу он был принят сразу после окончания школы-студии, на его сцене сыграл больше двух десятков ролей. Тогда же, сразу после выпуска, он стал и преподавателем Школы-студии МХАТ, с 2006 года он был ее профессором.

Педагогика — для многих неожиданно — оказалась важной частью его судьбы: Брусникин был настоящим театральным учителем, он поколение за поколением воспитывал людей нового театра, передавая им кроме мастерства и стремления к художественному поиску органическую связь с классическим образом и классической традицией русского театра.

«Брусникинцы» — в театральном мире это понятие давно уже стало понятным и узнаваемым, такое происходит только с настоящими, действительно успешными педагогами.
Среди его первых выпускников были Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина, Юрий Квятковский, Анастасия Скорик и многие другие успешные, талантливые актеры и режиссеры.

Именно со студентами в последние годы Дмитрий Брусникин работал много и плодотворно. Соединение поиска и школы, эксперимента и профессионализма — это было именно то, что его интересовало, в этом соединении он видел путь и перспективу театра. Сам избалованный популярностью и славой, он был счастлив успехам своих студентов и учил их всегда идти дальше, оставаться в поиске, не теряя почвы под ногами. На этом же ефремовском соединении поиска и почвы он хотел строить театр завтрашнего дня — вместе со своими студентами. После необычайного успеха нескольких студийных спектаклей, среди которых была «Конармия» Максима Диденко, коллективный проект «До и после» и несколько других значительных постановок, он надеялся на то, что театр завтрашнего дня, о котором он мечтал, получит реальное воплощение. Назначение художественным руководителем «Практики» было шагом к осуществлению этой мечты, которая на самом деле была насущной необходимостью.

Еще вчера казалось, что планы и надежды — на пороге осуществления, еще вчера театральное сообщество поздравляло Дмитрия Брусникина с тем, что у «Практики» появился опытный, мудрый директор Борис Мездрич, который должен был стать помощью и опорой художественному руководителю. Это была новость дня, хорошая новость дня. Сегодня из «Практики» пришла трагическая новость дня. Дмитрия Брусникина больше нет. Остались ученики, осталась мечта, осталась память.
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015