для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «этот жанр тебя никак не ограничивает»: алексей розин — о том, как работает сторителлинг |

«Этот жанр тебя никак не ограничивает»: Алексей Розин — о том, как работает сторителлинг

Афиша daily, 30.07.2018
Алексей Киселев

31 июля на крыше Музея парка Горького пройдет премьера сторителлинга «Кто убил Анну», а в августе блок спектаклей-историй покажут в «Практике». Молодой жанр захватывает мир и уже внедряется в образовательные программы. Мы узнали у режиссера и педагога Школы-студии МХАТ, чем сторителлинг отличается от стендапа и в чем сила модели «актер + коврик».

— Театры ушли на каникулы, а у вас, по всей видимости, начался период небывалой активности. Вы готовите премьеры трех сторителлингов прямо сейчас, правильно?

— Да, в межсезонье мы на разных площадках обкатываем спектакли, которые осенью уже стабильно будут играться в репетуаре того или иного театра. Сторителлинг тем характерен, что репетируется, проверяется только на публике. Неофициальная, но мировая премьера (так мы это называем) спектакля «Кто убил Анну» по роману «Анна Каренина» состоялась в июне на фестивале «Толстой Weekend» в Ясной Поляне, а официальную премьеру будем выпускать осенью. Будет как минимум два предварительных показа: на крыше Музея парка Горького 31 июля в 20.00 и в театре «Практика» 16 августа. С осени он войдет в репертуар «Боярских палат» или «Практики». Вообще «Анна» — это начало цикла «В двух словах», который мы придумали. Это цикл, который будет посвящен мировой классической литературе.

— Но «Армагеддон на Плутоне», вторая ваша вещь за это лето, — никакая ведь не классика?

— Это отдельная, самостоятельная история, которую мы придумали, не основываясь ни на чем. Это наше собственное сочинение, фантастический блокбастер. Давно хотелось сделать в театре что-то такое, чтобы взрывалось, взлетало, чтобы были какие-нибудь космические монстры — что-то такое фантастическое, жанровое. Сторителлинг как раз дает такую возможность. «Армагеддон на Плутоне» — это история про то, как мир повис на волоске от гибели и требуется усилие героев, чтобы спасти его.

Там много чего намешано — и древние пророчества, и боги, и киборги, и все на свете. Ближайший показ — 4 августа в «Практике».

Есть еще один новый самостоятельный сторителлинг — «Большой переполох в Антиохии». Жанр мы определили как православное кунг-фу. Премьера — 3 августа в «Практике».

— Вы окончили Школу-студию МХАТ в 2003 году, потом сколотили с однокурсниками объединение Le Cirque de Charles la Tannes, сыграли копа Яблонски в «Копах в огне», потом снялись у Звягинцева. А как и с чего вдруг вы начали работать в жанре сторителлинга?

— Все началось после первого потока ШТЛ (постобразовательный проект «Школа театрального лидера» в Центре им. Мейерхольда. — Прим. ред.) в 2013 году. Туда с мастер-классом приезжал Йеспер Андерсен, датский артист-сторителлер. [Актриса и режиссер] Лена Новикова, которая как раз была в первом потоке, так загорелась, что в скором времени собрала в ЦИМе «Мастерскую сторителлинга», туда позвала меня и Илью Барабанова. Мы с Барабановым взяли в качестве материала раннюю повесть Гоголя «Страшная месть», разобрали ее, пересказали на свой лад, и это стало моим первым опытом, вхождением в сторителлинг.

— А мастерская в ЦИМе существует еще?

— Она существует в квантовом режиме. То она есть, но ее нет. Тем не менее на фестивале «Толстой Weekend» «Мастерская сторителлинга» представляла свою работу с Русланом Вольфсоном. А мы с Ильей с тех пор продолжаем работать в этом жанре, поскольку оказалось, что он позволяет делать все что угодно.

Этот жанр тебя никак не ограничивает: можно использовать любой сюжет, любые эффекты на сцене, при этом без особых затрат. Декораций строить для него не обязательно, и шить костюмы не обязательно, и без видеопроекции можно обойтись. Этого всего в сторителлинге вообще, как правило, нет. Все происходит в воображении зрителей.

Воображение позволяет все спецэффекты делать еще более масштабными, чем если бы они были воплощены на сцене буквально.
Сторителлинг позволяет создать на сцене любую иллюзию. Дальше уже воля создателей — усиливать эти иллюзии реальными декорациями или же оставить как есть: актер, коврик и зритель. Вот этим меня этот жанр, конечно, подкупает. За это время я еще, кстати, выпустил со студентами Школы-студии МХАТ спектакль «ПиН» по «Преступлению и наказанию». Это тоже сторителлинг: четыре актера раскладывают роман Достоевского за час.

— Каков главный принцип работы актера-сторителлера?

— В сторителлинге главное — кто рассказывает. Личность рассказчика — главный ингредиент хорошей истории. Потому что все, что мы рассказываем, мы рассказываем в первую очередь о себе. Пропускаем историю через личный опыт. Через личные оценки, отношения к описываемым явлениям, событиям, ценностям. Сторителлинг — это вообще про ценности. Про убеждения, нормы, внутренние законы. Поэтому репетиции проходят в основном в разговорах, в разборе материала. В расстановке смысловых акцентов, в выявлении этих самых ценностей. Одну и ту же книжку два человека прочитают, и каждый увидит свое. Поэтому важно, что именно меня заинтересовало, тронуло, зацепило в этой истории. И рассказ в итоге будет строиться вокруг этих вещей. Сюжет — это только повод поговорить о чем-то важном. А дальше через выявленные ценности ищутся инструменты контакта с аудиторией.

— Сторителлинг — это весело?

— Весело, конечно. Но сторителлинг не обязан быть веселым, и в этом его кардинальное отличие от стендапа. По сути, конечно, сторителлинг — это оборотная сторона стендапа. Если стендап обязан быть смешным, то сторителлинг не обязан. Стендап в идеале — это ведь тоже не шутка ради шутки, это разновидность общественной терапии по излечению разнообразных общественных недостатков, пороков и заболеваний. Он действует грубо и резко. Находится какая-то больная точка, и прямо в нее наносится удар через высмеивание. Терапия через смех. А сторителлинг не обязан веселить. Он про создание общих ценностей, норм и, прошу прощения, скреп. Тут буквально все зависит от того, кто рассказывает историю. От его персонального лексикона, от его мимики, специфики чувства юмора. Бывают люди, которым не нужно веселить аудиторию, чтобы рассказать историю захватывающе.

— Разве этот критерий не в той же мере действенен в стендапе или в традиционном театре?

— Безусловно. Но в традиционном театре, где актер выучил текст, надел костюм и встал в мизансцену, его личность не так сильно влияет на общий смысл происходящего. Конечно, всегда приятно смотреть на внутренне богатого и интеллектуально развитого человека. Конечно, с ним интереснее общаться, даже сидя в зрительном зале. Но это не обязательный критерий для традиционного театра. А вот в любом жанре, который предполагает прямое общение актера и зрителя, личность рассказчика — это краеугольный камень. Кто ты есть, тем ты и будешь. Даже создавая себе маску, создавая какого-то персонажа, актер все равно все черпает изнутри себя. И если ты пуст, то, наверное, не многим будет интересно тебя слушать. Внимание не на чем будет удерживать.

— Достаточно ли быть харизматичной личностью, чтобы стать хорошим сторителлером? Или существует какая-то особая техника, которой нужно овладеть?

— Сторителлинг требует особого мастерства от актера. Это такие волшебные вещи, сродни гипнозу. Как это работает? Рассказчик создает образы, объемные картинки. И отправляет зрителю в нервную систему, заставляя его воображение подключаться к тому, что говорит рассказчик. И дальше зритель уже видит не рассказчика, а те картинки, которые он ему отправляет. Причем картинки зритель создает себе сам. Актер только направляет воображение в нужную сторону. Создает атмосферу, антураж, закладывает какие-то сюжетные повороты, но само «кино», которое зритель смотрит, все равно смотрит только он один. 

Это чем-то похоже на общение с книгой. Когда ты читаешь книгу, перед тобой твое воображение начинает все оживлять и разрисовывать. Вроде бы это автор тебе рассказывает, но фактически все равно то, что ты видишь в воображении, ты создаешь самостоятельно. В этом вся ценность процесса и в сторителлинге тоже. Это магическая дисциплина, имеющая отношение к первородному театру. Глубинному и первобытному.
Наблюдатель, Канал Культура, 18.09.2018
Здесь и сейчас, Страстной, 10, 13.09.2018
Метод Силюнаса, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 4.09.2018
Мастер Брюс. 15 дней без Дмитрия Брусникина, Татьяна Лисина, Театр, 24.08.2018
Смерть — не повод для восторгов, Андрей Максимов, Российская газета, 19.08.2018
Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018
Весенне-летний призыв, Алена Карась, Кольта, 17.08.2018
Ушел, когда все было впереди, Зонд новости, 13.08.2018
Большой человек, Известия, 10.08.2018
Учитель музыки в Художественном театре, Елена Дьякова, Новая газета, 10.08.2018
Щербаков: Брусникин прекрасно понимал душу артиста, Национальная служба новостей, 10.08.2018
Мастер и человек. Кем был Дмитрий Брусникин, Евгений Соколинский, РБК, 10.08.2018
Умер режиссер Дмитрий Брусникин, Глеб Ситковский, GQ, 10.08.2018
Мастер верности и поиска, Олег Фельдман, КоммерсантЪ, 9.08.2018
Маяковский-POST, Журнал «Театр», 9.07.2018
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015