для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе |

«Транссиб»: спектакль—путешествие о русской судьбе

MuseCube, 17.02.2018
Полина Жорова

Студенты школы-студии МХАТ под руководством режиссера Дмитрия Брусникина два года назад проехали от Москвы до Владивостока и обратно, чтобы собрать материал для спектакля о жизни на Транссибирской магистрали. Из несколько сотен интервью с пассажирами и проводниками получился в итоге вербатим (документальный спектакль, основанный на рассказах реальных людей), который теперь идет на сцене учебного театра МХАТ. О том, как проходило путешествие главной железнодорожной оси страны в компании «брусникинцев», рассказывает обозреватель MuseCube.

На стене белым по черному написано «Транссиб», в центре сцены и по бокам — ряд железных кресел (такие можно встретить в зале ожидания на ж/д станциях). На них сидят герои. Всего их около 20 человек.

У каждого героя — своя история, не связывающая его с другими персонажами. Как и в обычном поезде, все действующие лица «Транссиба» — просто случайные попутчики. И поэтому попытки мозга выстроить единый сюжет или обнаружить глубокую идею, связывающие все новеллы вместе, сразу обречены на провал. Общая идея в «Транссибе» лежит на поверхности — это дорога. А на дороге, как известно, кого только не встретишь.

Вот, например, не в меру разговорчивый китаец с жутким английским акцентом. Он рассказывает, что видел целый весь мир, и Москву, и Владивосток, и Нью-Йорк. И люди везде одинаковые. «И тута, и тама — все хотят одно и тоже!», — заключает китаец. Но что именно, не договаривает, растворяется в толпе пассажиров. Что же хотят люди всего мира, каждый зритель определяет для себя уже самостоятельно.

Едем дальше. Чем больше разворачивается перед вами действие, тем больше вы ощущаете, как стул начинает мерно покачиваться под вами. Значит, втягиваетесь в атмосферу, которая создается хаотичными, откровенными и эмоциональными диалогами и монологами, характерными только для поезда.

В «Транссибе» схвачены все яркие типажи и образы российской железной дороги. Вот угрюмая и злая проводница, ненавидящая всех пассажиров до крайней степени омерзения. Или деревенская бабка, которая просит передать в Москву, чтобы уже переходили с капитализма обратно на социализм. А то эти олигархи совсем уже обнаглели. А Путин и не знает, что в деревне-то делается. Ей под стать слегка сумасшедшая тетка с иконой, от которой тепло идет так, что аж по уху энергетика бьет. Верный признак, что икона настоящая.

Кстати, в спектакле задействован Владимир Владимирович. Это алкоголик, который едет из Воркуты в Иркутск. Тоже типичный герой отечественного плацкарта. Неряшливый, драчливый, но по-ерофеевски милый и давящий на жалость историей своей неказистой судьбы.

А вот и молодой рэпер из Улан-Удэ, бросающий родной край, потому что там все «дефолтно». Куда он поехал в поисках счастья, догадаться, в общем-то несложно.

Что радует, «Транссиб» не ограничивается изображением только узнаваемых типажей. Здесь есть и совсем особенные истории. Например, амурский казак, бывший машинист, поющий задушевные песни о Родине. Или жительница Екатеринбурга, которая уверена, что вся «драма русского человека в том, что ему как бы неприлично и как бы нельзя радоваться».

Впрочем, хотя современный документальный театр и любит драматизировать серость наших будней, «Транссиб» — из другой оперы. Тут не все истории плохие. Точнее, здесь даже и не подразумевается деление на плохое или хорошее. Тут все как в жизни — смешано. И грустно, и смешно. И даже иногда мурашки по коже от душещипательной откровенности персонажей и талантливой игры актеров.

Отдельно хочется отметить музыкальные вставки. Их в спектакле несколько, все очень разные и исполняются «вживую» прямо на сцене. Репертуар — от бардовских песен дуэта Никитиных до хита украинского фрик-кабаре Dakh Daughters Band “Rozy/Donbass”. С такой подборкой заскучать при всем желании не удастся. И да, берегите уши — вокальные данные у молодых МХАТовцев отменные.

О чем же, собственно, спектакль? Да можно сказать, что о нас с вами. Недаром все действо завершается песней «Широка страна моя родная» из фильма «Цирк». Ведь Транссиб пролегает через всю ширь необъятной России. А Россия — это мы.
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015