для слабовидящихнормальная
РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр школы-студии мхат о поисках вдохновения в сибирский мороз |

«Астафьев потихоньку въезжал в наши головы»: режиссёр Школы-студии МХАТ о поисках вдохновения в сибирский мороз

Культура24, 31.01.2018
Максим Косов

В конце января в Красноярск приехали студенты второго курса Школы-студии МХАТ из Москвы. Их главная цель — литературная экспедиция для сбора материала по творчеству сибирского писателя Виктора Астафьева. У ребят есть почти две недели, чтобы встретиться с родственниками Виктора Петровича, пообщаться с жителями Овсянки, побывать в тех местах, которые особенно любил писатель и проникнуться духом сибирской природы. Итогом студенческой экспедиции станет дипломный спектакль, отражающий суть наследия великого мастера. За несколько дней до отъезда участники экспедиции поделились впечатлениями от проездки и рассказали о том, что для них стало главным вдохновением.

Молодых актеров уже четвертый год подряд привозит в сибирские города Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело», совместно с En+ Group. Так, в прошлом году Красноярск и Дивногорск попали в программу гастрольного тура «Молодой МХАТ – Сибири», организованного Фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело» совместно с En+ Group в рамках гастрольного тура. Публика тогда смогла оценить экспериментальный спектакль мхатовцев «ЧудоЧудоЧеловек». Также проект увидели жители Хакасии, Иркутской области и Красноярского края.

Сейчас в Красноярске с творческой экспедицией находятся студенты второго курса Школы-студии МХАТ – они пробудут здесь до 4 февраля. Их главная задача – как можно серьезнее погрузиться в творчество Виктора Петровича Астафьева. С 24 января они знакомятся с тематикой работ писателя, с природой, с людьми, которые знали автора, с Сибирью, которая ярко представлена в его произведениях.

Возглавляет экспедицию режиссер Виктор Рыжаков – заслуженный деятель искусств Российской Федерации, театральный режиссер, педагог, художественный руководитель центра имени Вс. Мейерхольда и руководитель курса на актёрском факультете Школы-студии МХАТ. 31 января в Красноярске состоялась пресс-конференция с участием столичных гостей.

«Я рада видеть такие светлые лица – я уже вижу, что вы так погрузились, что, наверное, не хотите уезжать отсюда. Для нас очень важно обмениваться творческой энергией с совершенно разными представителями, и я рада, что студенты к нам приезжают. Сибирь для многих все еще терра инкогнита, и когда у нас здесь происходят такие события, мы немного открываем образ Сибири и может быть представляем его по-другому. Честно говоря, я еще не отошла от прошлого приезда, летнего, когда „ЧудоЧудоЧеловек“ приезжал по Корнею Чуковскому – это светлое ощущение со мной до сих пор. Я рада тому, что у нас настолько расцветает творческая жизнь, потому что без нее не будет жизни для людей. Искренне вам завидую, вы посетили места, которые для каждого красноярца, сибиряка, являются местом силы – Овсянка, дом Виктора Петровича, Выезжий лог, база отдыха на Мане. Это все позволит вам хотя бы в небольшой мере проникнуться тем ощущением, с помощью которого создавались произведения Астафьева. Потому что мы готовимся в 2019 году праздновать его юбилей – 95 лет со дня рождения, и я верю в то, что все красноярцы увидят совершенно уникальное действо, которое родится в результате большой, насыщенной экспедиции. Поэтому для нас это большое событие, мы вам очень рады, и я надеюсь, что вы к нам приедете еще не один раз!» — обратилась к гостям и.о. министра культуры Красноярского края Елена Мироненко.

Все, что ребята увидят в этой поездке, впоследствии обещает превратиться в большой красивый спектакль по мотивам астафьевской жизни, который смогут увидеть все жители нашего большого края, уточнила и.о. министра культуры.

По словам руководителя департамента по устойчивому развитию En+ Group Марии Грачевой, в этом году они будут продолжать традиционный гастрольный тур и скорее всего привезут еще один новый курс.
«Это уникальная школа, уникальные люди, которые работают с этими ребятами, и только тот опыт, любовь и профессионализм, который они могут в них вложить, дает такой чудесный результат. Ну и конечно от сегодняшнего проекта, который придумал Виктор Анатольевич, мы ждем каких-то грандиозных последствий. Мы приложим все усилия – это будет первый такой грандиозный опыт, что-то про Сибирь из уст людей, которые прожили ее кусочек, пообщались с людьми и, собственно, смогут представить первый не только российский, но и международный опыт» — сказала она.

Заместитель генерального директора Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело» Екатерина Светличная подчеркнула, что для них это новый этап в отношениях со Школой-студией МХАТ, хотя сотрудничают они с ними уже больше 10 лет:
«В Сибирь мы ездим с 2015 года – это был грандиозный успех с первого раза. Как правило ездят третьи и четвертые курсы и есть у них даже некое творческое соперничество, конкуренция – а кто поедет в этом году? Сегодняшняя поездка – это совершенно новое слово в наших проектах, новая форма нашего взаимодействия – этнографическо-исследовательская поездка, результатом которой должен стать новый спектакль. В котором, наверное, будет немножко всего – и творчество Астафьева, и впечатления от общения с людьми и многое другое».

Режиссер, профессор Школы-студии МХАТ Виктор Рыжаков начал свой рассказ с предыстории их визита в Сибирь.
«Ребята пока не говорят, а только поют, и это не случайно – мы подбираемся к какой-то особенной интонации. Перед тем как приехать сюда, летом мы совершили паломничество в Подмосковье – за 200 км от Москвы уехали, работали в большом фермерском хозяйстве, сажали сад. В основном яблони и грушу – нынешним летом съездим посмотрим, что там выросло. Работали и в животноводческой ферме – в основном подсобные работы: чистили, мыли. Но самое главное – общались с людьми. Поэтому вся наша история началась с Подмосковья. Ребята молодые, мы только еще начинаем – это второй курс. Полтора года нашего общения выльются в большую программу „Подмосковные вечера“, которую мы представим в Дивногорске» — рассказал он.

Закончив вступительную речь, Виктор Рыжаков предложил присутствующим послушать как поют его студенты.

«Это была такая маленькая презентация нашего будущего проекта, во всяком случае, наши ощущения, и эти тексты, которые выбраны специально для встречи с вами, они как-то отражают наши впечатления. Мы к этому готовились и самое замечательное, удивительное, что край и город нам предоставили такую замечательную возможность общения с людьми – признается режиссёр. — Где мы только не были! В педуниверситете, например, исследователи творчества Астафьева щедро делились своим представлением и миром астафьевского духа, и его невероятной тоски по чему-то настоящему. Ну и конечно же это фольклорный ансамбль в Овсянке – бабушки, с которыми мы просто породнились, целый вечер не могли с ними расстаться. Писательская организация, в которой мы встретились с уникальными людьми, соратниками Виктора Петровича – литераторами, поэтами. Надеюсь общение наше продолжится, потому что через них мы начинаем что-то понимать. Поражает то, в каком качестве ваши музеи сохраняют великое наследие писателя, ту особенную энергию, ради которой приезжают люди со всего мира».

Большие впечатления, говорит Виктор Рыженков, им подарило вчерашнее паломничество в затерянный в манской тайге поселок Выезжий лог, где они много общались с местными жителями:
«Наши с ними разговоры, застолья, прогулки… В этом морозном сибирском климате все воспринимается особенно остро, на уровне каких-то внутренних ощущений. Понятно, что мы приехали туда, не знаю куда, ищем то, не знаю, что, но вот ищем. Приехать в Красноярский край на десять дней целой театральной группой – это большая роскошь и мы безмерно благодарны. У вас все буквально дышит творчеством вашего великого земляка и эта тема, кстати, нам не чужда».

Столичный МХАТ, по словам Рыженкова, один из немногих российских театров, который имеет в репертуаре сразу два спектакля по произведениям Астафьева — знаменитый «Пролетный гусь» Марии Брусникиной и спектакль «Прокляты и убиты».

Пока, признается режиссёр, ему сложно четко описать будущий результат поездки:
«Одному богу известно, что у нас получится, как это сложится. Потому что у нас есть намерения и желания и, надеюсь, при активном участии всех заинтересованных лиц, у нас выйдет что-то действительно стоящее. Мы пытаемся из наследия Виктора Петровича взять то, что непередаваемо просто словами, то что могло быть только им, слышащим по-другому этот мир человеком могло быть реализовано. Хотим, чтобы в этом преломлении случилась и наша какая-то работа. Ведь все эти экспедиции, это тоже наследие нашей школы – когда-то Станиславский с Немировичем-Данченко, работая над спектаклем Горького „На дне“, совершили первое экспедиционное паломничество на Хитров рынок. Это было недалеко от самого театра, а мы понимаем, что наши экспедиции должны быть дальними не из-за того, что чем дальше, тем больше смыслов, а потому что Сибирь – это тот край, которым, как бы это банально не звучало, прирастает Россия. Как говорил Олег Табаков, таланты нужно собирать, искать – и вот мы здесь для того, чтобы что-то понять про себя самих и про ту страну, в которой мы живем. Одно точно скажу – это будет спектакль о человеке, о его способности любить. О том, как Виктор Петрович любил эту жизнь».

Особенным испытанием для московских гостей, по их собственному признанию, стали трескучие сибирские морозы, в самый разгар которых они и приехали в Красноярский край. Хотя Виктор Рыженков признается, что об этом их предупреждали с самого начала:
«Первый звонок был с той базы в Усть-Мане, в которой мы живем – звонят и говорят, слушайте, пока не поздно, подумайте, стоит ли вам ехать сюда, у нас, мол, ночью до -46. Мне трудно было объяснить, что обратного хода уже нет. Наверное, никто не поймет, сочтут нас за безумцев, но собственно, за этим мы и поехали».

В такие морозы, говорит Виктор Рыжаков, они все попали впервые и пережили их очень трудно, несмотря на то, что все участники экспедиции заранее экипировались по полной – купили 15 пар валенок, у друзей и знакомых по всей Москве собирали теплую одежду:
«Это такое испытание для всех. Практически картонные стены домиков на турбазе при таком морозе, но это опять же сибирские характеры здешних работников. Барышни, которые буквально носили на своих плечах, они сделали все для того, чтобы мы пережили это в какой-то радости. Невероятное гостеприимство!».

В любом случае, говорят, что бы с ними не происходило – они за этим и приехали. Нужно было пережить любые горести, чтобы потом никто не смог сказать, что они не знают, что такое морозы, что такое дровяная печь:
«Мы топили и сидели у печки в этот холод. Параллельно читали Астафьева, пытаясь согреться в маленькой комнате, где есть камин, который греет пока в него подкладываешь поленья – как только они прогорают, вновь становится холодно. Вот так Астафьев потихоньку въезжал в наши головы. Вечерами мы смотрели кино и, можно сказать, голос писателя звучал беспрерывно – слава богу, он оставил огромное наследие в виде своих монологов».

Дополняют эти ощущения невероятной красоты природа, и общительные, гостеприимные люди, которые повсюду окружает гостей.

После этой очень важной для еще молодых и неискушенных студентов поездки, уверен режиссёр, они будут совершенно по-другому проживать свои жизни – у них есть для этого все возможности.

1 февраля Виктор Рыжаков и все участники экспедиции дадут открытый мастер-класс на второй сцене Учебного театра Красноярского института искусств. Студенты кафедры мастерства актера КГИИ, которые смогут пообщаться со сверстниками из МХАТа и поработать под руководством прославленного мастера. При этом поучаствовать в мастер-классе сможет красноярец, интересующийся театром и искусством. Начало в 14:00. Все подробности можно уточнить по телефону 212-25-50 у начальника учебно-театрального корпуса.

Также в оставшиеся два дня до отъезда в Москву студенты побывают на Красноярской ГЭС и выступят перед сотрудниками Красноярской ГЭС и жителями Дивногорска. Единственный концерт под названием «Подмосковные вечера» пройдет 2 февраля в 19:00 в ДК «Энергетик». В нем прозвучат советские шлягеры, которые окунут зрителей в атмосферу 1960-х годов. Приятным бонусом станет небольшой мастер-класс по актерской профессии от Виктора Рыжакова.
Без сюжета нельзя, Вечерняя Москва, 20.06.2018
Полифония судеб, Будущее театральной России, 19.04.2018
«Дядя Облей», Будущее театральной России, 19.04.2018
Школа-студия МХАТ в Хакассии, Вести-Хакассия, 4.04.2018
Саяногорск погрузился в «РусалФестиваль#Театр», Первое городское (Саяногорск), 4.04.2018
Королева танца, Суббота (Рига), 22.12.2017
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015