РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии ольгой неволиной |

Интервью с деканом факультета сценографии и театральной технологии Ольгой Неволиной

Фейсбук, 22.11.2017
Ольга Неволина (Olga Nevolina) окончила Постановочный факультет Школы-студии МХАТ в 2009 году. В студенческие годы работала художником-технологом Художественно-производственных мастерских Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 2009-2014 гг. инженер-конструктор Театрально-производственных мастерских театра «Сатирикон» им. А. Райкина. С 2014 г. по январь 2017 г. художник-конструктор Московского академического театра им. Вл. Маяковского. В качестве технолога-конструктора участвовала в выпуске более 40 спектаклей. Сотрудничает с различными театрами и сценографами г. Москвы. С 2009 по 2011 г. училась в аспирантуре Государственного института искусствознания (ГИИ). С 2009 г. преподает на факультете Сценографии и театральной технологии дисциплины: «Технология художественного оформления спектакля», «Технология театрального производства», «Материаловедение», «Театрально-техническая документация». С 1 февраля 2017 года декан факультета.
Татьяна Круковская: Ольга Сергеевна, как вы решили поступать в Школу-студию МХАТ?
Ольга Неволина: Очень важно не пропустить знаки, которые каждому из нас даются, прислушаться к себе и принять решение. В свое время я решила поступать абсолютно интуитивно. Череда казалось бы случайных событий привела меня в Школу-студию МХАТ. Я - пятнадцатилетняя школьница, ученица экономического класса листала справочник для абитуриентов. Абсолютно случайно взгляд «выхватил» среди строк: «профессия — художник-постановщик». Об этой профессии я ничего не знала, потому что в моей семье никто никогда не работал в сфере искусства. Увидела, что набирают художников-постановщиков в ГИТИСе. Поехала летом в ГИТИС. У меня не возникло ощущения, что это моё место. На факультете сценографии сказали, что в следующем году набора не будет и порекомендовали поехать в Школу-студию МХАТ. До сих пор с благодарностью вспоминаю этот совет, потому что, если бы эти слова не были произнесены, моя жизнь сложилась бы совсем иначе. Очень хорошо помню тот момент, когда я открыла входную дверь в Школу-студию МХАТ и сразу поняла, что это особенное и не случайное для меня место. И даже не смотря на то, что на факультет меня не пустили, потому что шли вступительные экзамены, я твердо решила: «Буду учиться здесь». Так началась моя любовь со Школой-студией, факультетом, которая к счастью с годами не проходит, а только крепнет. Уже на факультете, который тогда назывался Постановочным, узнала про профессию художник-технолог сцены, которая показалась мне гораздо более интересной. Родители пережили тяжёлый год, потому что им казалось, что поступить в Школу-студию МХАТ без связей абсолютно не реально. Это, кстати расхожее мнение, которое не соответствует действительности. Одноклассники, друзья и знакомые очень удивлялись моему выбору и мало верили в успех этой затеи. Ни о каких других учебных заведениях я даже слышать не хотела. Год я занималась на подготовительных курсах. С одной стороны, можно подумать, что выбор был случайным, но чем дальше, тем больше я понимала, что в профессии художник-технолог удивительным образом соединено всё то, что мне было интересно с самого детства. Вот так, проявив твердость и решительность, я оказалось в Школе-студии МХАТ. Но, конечно, тогда я и предположить не могла, что спустя 15 лет, мне доверят факультет.
Т. К. : Помогли ли вам при поступлении подготовительные курсы?
О. Н. : Подготовительные курсы дают серьезную подготовку к поступлению и возможность утвердиться в своем желании получить именно выбранную профессию. К экзамену по рисунку и живописи я была готова благодаря художественной школе, которую закончила. Но сдать такой экзамен, как художественное конструирование сценического пространства для меня без подготовительных курсов было бы невозможно. Занятия по истории театрально-декоративного искусства, по истории изобразительного искусства позволяют подготовиться к собеседованию, они очень важны. Помню свое удивление, когда на занятиях по основам черчения выяснилось, что большинство в школе черчение не изучали вовсе. Таким образом, курсы дали базовые знания и навыки. Конечно, важно не растеряться на вступительных испытаниях, я вот на собеседовании жутко перенервничала и проявила себя не лучшим образом. Была настолько растеряна, что забыла всё что знала. Думаю, что прошла собеседование только благодаря проницательности приемной комиссии. Со мной была толстая папка чертежей, творческих работ и, вероятно, хорошие рекомендации по итогам занятий на подготовительных курсах. Олег Аронович Шейнцис сказал: «Вижу, что вы сдадите все экзамены, поэтому до встречи». После моего совсем не блестящего ответа это было важной моральной поддержкой. Еще тогда большое уважение вызвало то, что многие из абитуриентов, которые высокомерно ждали своей очереди, демонстрируя уверенность в поступлении из-за своей фамилии, получили двойки на первом же экзамене. Только личный багаж знаний и результаты собственного труда могут помочь в поступлении. Абитуриенту важно это знать.
Т. К. : Тяжело ли вам было учиться в Школе-студии?
О. Н. : Все пять лет ничего кроме учёбы не было в жизни. Но я очень люблю учиться, и я училась с большим удовольствием. Тяжело было потому что, очень насыщенная учебная программа. Необходимо существовать в строгом графике и режиме. Зато сейчас могу сказать, что Школа-студия дает серьезную основательную базу. Очень тяжело в учении, зато «легко в бою». Востребованность выпускников и быстрый карьерный и профессиональный рост это подтверждают. На факультете две кафедры: «Технологии художественного оформления спектакля» и «Сценического костюма». Мы готовим: художников-технологов сцены, художников-постановщиков театра, художников-технологов по свету, художников-технологов по костюму, художников по сценическому костюму. Курсы очень маленькие, большое количество индивидуальных занятий. Внимание к каждому студенту. Многие из тех, с кем я училась в один период, уже добились больших результатов и успехов. Практически в каждом театре наши выпускники, которым общая школа, позволила выбрать индивидуальную траекторию и состояться в профессии. Никто не скажет, что учиться было легко, но я думаю, что все вспоминают это время с благодарностью.
Т. К. : Пришлось ли вам столкнуться, придя в театр, с таким явлением как Эдалтизм (разновидностью эйджизма — дискриминацией человека на основании возраста)? Молодые соискатели часто сталкиваются с отказами, обоснованными отсутствием нужного опыта в профессии. Вы - совсем юная, к тому же девушка, только что закончившая институт, в профессии, которая ранее считалась мужской. Многие считают, что у вчерашних выпускников недостаточно опыта.
О. Н. : Конечно, столкнулась и сталкиваюсь. Мне было 19 лет, когда я пришла в театр работать художником-технологом, летом, вместо каникул. Это был Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сразу попала в руки главному художнику Владимиру Анатольевичу Арефьеву. В тот период восстанавливали его балет «Лебединое озеро» и нужно было сделать большой объём работы. Было сложно добиться, чтобы тебя начали серьёзно воспринимать. Хотя я не добивалась, а просто делала свое дело честно. Никому ничего доказывать не нужно и со временем люди начинают понимать, кто что из себя представляет, появляются хорошие уважительные рабочие отношения. С эйджизмом приходится сталкиваться в любой профессии. И каждый раз, приходя в новый театр или проект, есть период, когда люди судят по внешности. Но как говорится: «Встречают по одежке, а провожают по уму».
Лично мне очень везет на людей, которые верят и доверяют. Я могу сомневаться в себе, а мне говорят: «Делай. Можешь». В этом смысле Школа-студия МХАТ как раз место уникальное. Здесь доверяют, несмотря на возраст. Потому что определяющим является профессионализм. Именно поэтому на факультете много молодых и уже состоявшихся в профессии педагогов. Старшие коллеги делятся опытом и относятся на равных. И это касается не только факультета. Став деканом, я ощущаю огромную поддержку ректората. Меня слышат, во всем помогают, все инициативы развития факультета поддерживают. Проректор по учебной работе Наталья Аркадьевна Хохлова будучи человеком невероятно энергичным, профессиональным и радеющим за высокий уровень учебного процесса помогла реализовать за такой небольшой период столько идей, что я сама удивляюсь, как мы все это успели. Её девиз — «Молодым дорога!». И это дорогого стоит. Когда тебе так доверяют, ты не можешь подвести.
Т. К. : Что вы посоветуете нашим сегодняшним выпускникам, кто так же, как вы после окончания института, в свои 22 года, придут работать в театр? Какими качествами нужно обладать, чтобы противостоять подобному отношению в начале работы?
О. Н. : Самое важное быть профессиональным человеком. Если ты профессионал в своём деле, если ты честен и трудолюбив — результат не заставит себя долго ждать.
Т. К. : Как вы думаете: ошибочно ли мнение, что профессия художника-технолога мужская? В последние несколько лет на факультет Сценографии и театральной технологии снова поступают юноши, но если вспомнить ситуацию 5 и более лет назад, то были сплошь женские курсы.
О. Н. : Считаю, что профессия художника-технолога и те должности, которые может занимать человек, освоивший эту профессию (технический директор, заведующий постановочной частью, руководитель производства, художник-технолог, конструктор) — сложные профессии, требующие полной самоотдачи. Казалось бы, что профессия действительно мужская. Но женщинам от природы, как мне кажется, дано больше внутренних сил, самодисциплины, организации. Поэтому девушки часто оказываются более стойкими в учебном процессе, а молодые люди не справляются. На самом деле всё зависит от характера и готовности выбора определенного образа жизни. Школа-студия учит умению организовать себя, а значит уметь организовать процесс в целом. И, несмотря на то, что учиться действительно очень сложно, именно эта сложность приводит к тому, что наши студенты и выпускники стрессоустойчивы, что в напряженных условиях выпуска спектакля или гастролей могут работать сами и организовать работу остальных.
Т. К. : Расскажите о нынешнем первом курсе, о тех, кто только поступил в Школу-студию. Можно ли говорить, что это новое поколение?
О. Н. : Практически каждый день, все педагоги, выходящие после занятий с нынешним первым курсом художников-технологов, удивляются мотивированности и заинтересованности студентов. Всего за два первых учебных месяца этот курс стал дружным и сплочённым. На вступительных экзаменах мы были удивлены и даже приняли больше студентов, чем планировали. Во всём, чем занимаются студенты первого курса, чувствуется творческий подход и заинтересованность.
Т. К. : Насколько у студентов факультета Сценографии и театральной технологии много практики в театре во время учёбы? В октябре 2017 года, студенты 4-го и 3-го курса работали на фестивале Территория. Уже не первый год этот фестиваль привлекает к техническим обязанностям студентов факультета.
О. Н. : Практика – важнейшая часть учебного процесса. Чем больше, студент участвует в реальной работе, тем лучше. Практические занятия по многим дисциплинам проходят в театрах и их мастерских: МХТ, РАМТ, МАМТ, ЛЕНКОМ, Большой театр и других. Длительную преддипломную практику студенты проходят на 4-м курсе (художники-технологи сцены) и на 5-ом курсе (художники-постановщики театра). Сейчас мы пересмотрели учебный план и производственная практика у студентов начнется со 2-го курса. И будет распределена на 3 года, тематика различная. Радует, что наши студенты, и сценографы и технологи, стремятся к реальной работе, участвуют в выпусках спектаклей, выпускают спектакли сами в период обучения. Они заинтересованы, энергичны, стараются в рамках насыщенного учебного процесса работать в профессиональной сфере и делают это успешно.
Для студентов всегда открыт вход на сцены МХТ и в мастерские, есть Учебный театр, где студенты оформляют спектакли Актерского факультета. Часто педагоги привлекают студентов к реальной совместной работе над проектами. Мой учитель Артемий Сергеевич Харлашко, который руководит художественно-производственными мастерскими театра ЛЕНКОМ и разрабатывает уникальные конструктивно-технологические решения сложнейших спектаклей, активно привлекал меня к участию в работе над новыми постановками. И это был важнейший опыт, за который низкий ему поклон.
У выпускников кафедры Сценического костюма преддипломная практика и темы выпускных квалификационных работ в этом году были связаны. В результате студенты участвовали в работе над разработкой сценических костюмов спектаклей, которые выпускались в театрах Москвы. И на кафедре Технологии художественного оформления спектакля такой вариант также считается идеальным.
Т. К. : Какие ещё реформы и изменения в учебном плане произошли за последние полгода?
О. Н. : Произошло много изменений. Сейчас все силы брошены на работу над содержанием и качеством. Мы проанализировали образовательные программы и постарались усилить слабые места. Появились новые дисциплины: «Организация производственно-эксплуатационной деятельности», «Система автоматизированного проектирования и расчета Solidworks», «Безопасность труда в профессиональной сфере», «Театрально-техническая документация», «Машиностроительное черчение» и другие. В некоторых дисциплинах появились новые разделы, такие как: «Бутафория», «Театральное макетирование» и другие. Самой большой удачей я считаю то, что пришли замечательные профессиональные педагоги: С. А. Тимонин, Е. Ю. Моченова, С. В. Курченко, О. Е. Медведева, О. И. Павлюк, И. А. Малахов, О. А. Журкова, О. А. Ногтева, И. Б. Гнуни. Многие из них являются выпускниками нашего факультета. В Школе-студии МХАТ всегда была важна преемственность. И я поддерживаю это. Многие желали факультету в день рождения молодеть — пожелание сбывается, молодеем. Стараемся развивать материально-техническую базу. Создаем информационно-образовательную среду. Но это только начало. Впереди еще очень много работы.
Т. К. : Расскажите о наборе 2018 года.
О. Н. : Курс художников-постановщиков театра будут набирать Алексей Вадимович Кондратьев, профессор Школы-студии МХАТ, Заслуженный художник России, главный художник театра Ленком и Анастасия Сергеевна Бугаева — художник театра, ученица Алексея Вадимовича, окончившая мастерскую О. А. Щейнциса. И здесь тоже проявляется та преемственность, о которой мы уже говорили. Художников-постановщиков Школа-студия набирает раз в два года. И уже сейчас по количеству людей, которые приходят на дни открытых дверей на факультет и количеству слушателей подготовительных курсов — понятно, что в этом году будет большой конкурс. Я с большим оптимизмом смотрю на будущее этой мастерской, у которой будут прекрасные мастера и педагоги. Я очень рада, что у нас на факультете есть жизнь и творческое обновление. У Алексея Вадимовича есть много интересных творческих замыслов и идей. Уверена, что Алексей Вадимович сам об этом расскажет лучше. Уже сейчас начались консультации-просмотры, на которых абитуриентам можно пообщаться с мастерами, показать им свои работы и получить рекомендации. 
Художников-технологов сцены на факультете набирают каждый год. Руководителем будущего курса будет Сергей Александрович Тимонин. Сергей Александрович- заведующий художественно-постановочной частью Новой сцены Большого театра. Я надеюсь, что его большой профессиональный опыт и личные качества будут способствовать тому, что среди выпускников будет больше тех, кто захочет последовать его примеру.
Т. К. : Есть такое высказывание о писателях: Чтобы хорошо писать — нужно хорошо читать. Что нужно хорошо делать художнику и технологу, чтобы реализоваться в своей профессии?
О. Н. : Есть такое выражение: «Выбери профессию по душе — не будешь работать ни дня». Независимо от профессии, если человек воспринимает свою деятельность не как работу, а как ДЕЛО, которым живет и которое приносит удовольствие, то все получится. Успех в профессии — это сочетание способностей, данных от природы и труда. И удачи, конечно.
Т. К. : Что вы желаете факультету?
О. Н. : Я часто думаю о том, какое невероятное количество сил, таланта, знаний было вложено в факультет за 74 года его существования. Он был первым, готовящим специалистов для художественно-постановочных частей. В Экспериментальной лаборатории МХТ и на факультете появлялись передовые разработки в области театральных технологий и отсюда распространялись по стране. Конечно, хочется, чтобы все, что происходит на факультете сейчас, было достойно его истории. Каждый день, поднимаясь на наш 6 этаж, я прохожу перед портретами И. Я. Гремиславского, В. В. Шверубовича, А. Д. Понсова, О. А. Шейнциса. И мне кажется, они строго следят за нами. Хотелось бы, чтобы они гордились нашими успехами.
Текст Tatiana Krukovskaya
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015