РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| профессор школы-студии мхат екатерина чуковская: «у нас культура всё время вне тренда» |

Профессор Школы-студии МХАТ Екатерина Чуковская: «У нас культура всё время вне тренда»

Театрал, 5.11.2017
Почему театр ущемлен в правах и в России никак не появится новый закон о культуре? Подробнее об этом «Театралу» рассказала кандидат юридических наук, профессор школы-студии МХАТ Екатерина ЧУКОВСКАЯ, которая является одним из автором законопроекта.

– Правовое положение современного театра базируется по сути на документе, который называется «Основы законодательства о культуре». Это та нормативная платформа, которая действует сегодня. Однако документ принят в октябре 1992 года, что очень важно учесть, потому что с принятием Конституции в 1993 году существенно изменилась система законодательства, изменилась терминология, риторика… Кроме того, именно после Конституции появились большие базовые законы: Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс. Соответственно, законодательство о культуре устарело и морально, и физически. И оно многократно претерпевало точечные изменения, но это, скорее, не процесс совершенствования, а история многочисленных потерь.
То есть принимается Гражданский кодекс, смотрят, что не соответствует ему в «Основах законодательства о культуре», и эта часть Основ отменяется. Принимают Налоговый кодекс – то же самое. Принимают Таможенный – то же самое. Это нельзя назвать развитием законодательства о культуре.

Попытки подготовить новый проект, который не латал бы старый закон о культуре, а просто заменил бы его более современным, предпринимались не раз, но все они – в корзине в силу разных причин. Либо они какие-то прекраснодушные, либо не сопрягаются с реалиями из других отраслей (например, с тем же Бюджетным кодексом).

В конце концов, 3 года назад, когда в России был объявлен Год культуры, было принято решение снова вернуться к многострадальному законопроекту. И на сей раз все вопросы культуры, в том числе и театра, были сведены в одном документе. Но судьба его такова, что пока он находится без движения. Говорят, скоро приступят к его рассмотрению. Это было бы замечательно, но, как показывает практика, для такого шага нужна внятная политическая воля – какой-то мотор, который либо даст пинок, либо заразит идеей…

Предполагалось, что таким мотором станет выступление Путина в 2012 году, где он сформулировал суть культуры. Но, к сожалению, тренд показывает обратное: к его словам не все чиновники прислушались, не восприняли как руководство к действию. Хотя должна отметить, мы все равно сделали большой шаг, потому что в 2014 году были приняты Основы государственной культурной политики. Поэтому говорить, что президент совсем не обращает внимание на проблемы культуры, нельзя.

Вопрос в другом. Так исторически сложилось, что у нас культура все время оказывается где-то вне трендов, за рамками… Я помню, какие надежды возлагались, когда внедрялись национальные проекты «Здоровье» или, например, «Образование». Культура в этот перечень не попала, поскольку, как нам объяснили, культура сама по себе не может являться проектом. Культура – это среда, это «наше всё», это память и общественное благо… Слова прекрасные, но их совершенно невозможно включить в смету.

Я помню, что когда мы работали над законопроектом о культуре, многие нам говорили, дескать, ребята, не делаете ли вы чего-то излишнего, ведь если будет Указ об основах государственной культурной политики, то его вполне достаточно. Но мы объясняли, в чем разница. Дело в том, что «Основы государственной культурной политики» задают некие векторы, куда нужно двигаться и каких результатов достигать, а закон нужен для того, чтобы вся отрасль правильно функционировала, чтобы было понятно, кто за что отвечает и в какой форме может проявлять инициативу, поскольку в действующем «огрызке» «Основ законодательства о культуре» совершенно не осталось никаких стимулов. Есть только запреты.
Хороши запреты в уголовном праве. Они сформулированы тысячелетия назад: не убий, не укради и т.д. А в культуре должны быть, наоборот, какие-то поощрения и побуждения. 

И еще пару слов хочу сказать про Закон о театре. Действительно, СТД не раз становился его инициатором, и логика здесь ясна. На сегодняшний день в России есть целый ряд отдельных законов по тем или иным отраслям культуры. Если в хронологическом порядке, то это: Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей, Закон о библиотечном деле, Закон о музеях и музейном фонде, Закон об архивах, Закон о государственной поддержке кинематографии, Закон об охране памятников истории и культуры, Закон о русском языке как государственном языке, Закон об обязательном экземпляре документов и т.д. Все отдельные отрасли, которые требовали отдельного регулирования, получили свои законы, иерархически находящиеся под основным, интерпретирующие отдельные его положения. 

В театральной же сфере такого закона принято не было, поэтому деятелям сцены должно быть особенно обидно, ведь существует даже Закон о государственной поддержке кинематографии (правда, там немножко фокус смещен, там не столько о кинематографии идет речь, сколько о его финансировании, но все же факт остается фактом).

Театральные деятели хотели иметь свой основополагающий закон. С Геннадием Александровичем Смирновым мы долго ломали копья, я пыталась ему доказать, что раз власть не хочет принимать такой отраслевой закон, то надо сделать сильную часть о театре в Законе о культуре. Есть и утешительный момент: в отличие от целого ряда отраслей культуры вопросы театральной деятельности так или иначе урегулированы в ряде сопутствующих документов. Например, есть какие-то нормы в Гражданском кодексе, касающиеся авторского права и организационно-правовых форм театров. Но все же позиция СТД ясна: у музейщиков закон есть, у киношников есть, у библиотекарей есть, у архитекторов есть, а у театральных деятелей – нет.

Но как я уже сказала, мы нашли компромисс. Раздел о театре, включенный в Закон о культуре хорош и объективен, я за него отвечаю. Сейчас, может быть, удачный момент. Скоро 2018 год, год выборов. Он может дать очень много импульсов каким-то хорошим делам, поэтому очень важно напомнить об этой законодательной инициативе уже сейчас.
К юбилею И.  Н.  Соловьевой, Экран и сцена, 16.11.2017
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015