РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| горький. дно. высоцкий |

Горький. Дно. Высоцкий

Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Наталья Соловова

Долой наклеенные бороды!

Часто, чтобы быть услышанным, не нужно кричать громко – тихий голос будет внушительнее. Часто наше сочувствие вызывают не самые «страдающие», а те, кто хотя бы временами хочет выкарабкаться со «дна» души своей, преодолеть уныние, кому иногда собственные слезы и горе смешны, кто спорит, заранее зная, что он неправ, кто сдерживает больше, чем показывает… Последнее, наверное, – самое важное. Это только некоторые возможные оттенки образа, и если актер привносит их в роль, то сама жизнь впрыскивается в вены персонажа, который до этого казался просто литературной фигуркой. Тогда пульс спектакля ритмично скачет ломанными линиями – ведь без спадов невозможен подъем – а зрительское напряжение и внимание от этого только возрастают. Когда Высоцкий, чьи стихи создатели спектакля соединяют с горьковской пьесой, исполнял свои тексты, каждое слово было наполнено, прожито, каждое слово было для него конкретно. А постоянное существование актера на повышенном градусе без полного понимания своего персонажа, существование, расцвеченное голосовыми модуляциями, опасно тем, что может свести кардиограмму спектакля к безжизненной прямой.

Трагически-скорбная интонация Анны в как бы пропетой фразе: «Мне-то зачем – ты поешь…» – клише. Неужели все умирающие говорят непременно так? А если увидеть здесь скрытую обиду, усмешку или тихое смирение?.. Почему Пепел обязательно должен быть с деланно сиплым голосом и пацанскими повадками? Когда вместо внутреннего процесса упор делается на внешний эффект, возникает имитация. Конечно, обо всем этом не было бы речи, если бы мы имели дело не с психологическим театром – но здесь именно он.

Но есть и любопытные решения образов. Костылев. Он не слепок с Дикого Островского, как это бывает, но, конечно, и не жертва. Особенного зла от него никому нет. Интересно видеть его слабость, нерешительность, боязнь Пепла. Интонации Иудушки Головлева сосуществуют в нем с моментами внутреннего конфликта.

У Луки нет наклеенной бороды. Кстати, на встрече с участниками фестиваля художественный руководитель курса Евгений Писарев говорил о несовместимости накладных бород (и в переносном смысле в том числе), которые во многих театральных школах все еще есть, с современным театральным процессом. Пример, как же обойтись без них, – налицо. Здесь исполнитель вообще не играет возраст. Оказывается, Лука действительно может быть молодым человеком. По существу, от этого ничего не меняется – разве что к Луке в финале еще меньше вопросов, и это к лучшему.

Совсем удивительное открытие спектакля – Алешка, у которого буквально несколько фраз. Рыжие взъерошенные волосы, кирпичного цвета вытянутый свитер, который так напоминает свитер Гамлета–Высоцкого в легендарном спектакле «Театра на Таганке» – разве что цвет другой. Исполнитель этой небольшой роли иначе смотрит. Кажется, он лучше других актеров чувствует, что такое Горький, и что такое Высоцкий, – это особенно заметно, когда артисты поют хором.

Момент настоящего смыкания Горького, Высоцкого и молодых исполнителей возникает в сцене, когда звучит «Баллада об уходе в рай». Дело не только в очевидной параллели с умершей Анной: «Ах, как нам хочется, как всем нам хочется, // Не умереть, а именно уснуть»… Весь второй куплет – о том, что отзовется в каждом обитателе ночлежки:

Земной перрон. Не унывай

И не кричи. Для наших воплей он оглох.

Один из нас поехал в рай,

Он встретит Бога там, ведь есть, наверно, Бог.

Ты передай Ему привет,

А позабудешь – ничего, переживем.

Осталось нам немного лет,

Мы пошустрим и, как положено, умрем.

Стихи Высоцкого поются здесь под две гитары, к ним иногда присоединяется барабан, немного остраняя действие. Но других механизмов остранения в спектакле нет – эффекта брехтовских зонгов не возникает. И часто песни оказываются неоправданными вставными фрагментами.

Несмотря на это, зрительское внимание пусть не захвачено, но удержано. Текст пьесы удачно спрессован, здесь нет длиннот. Композиционно спектакль чист и внятен (режиссер-постановщик – Борис Дьяченко).

Почти у каждого актера в этой работе есть сцены, которые можно назвать их личными победами. Когда Василиса добивается от Пепла любви; когда Актер в агонии мечется по сцене, полуплача-полусмеясь, понимая, что «земли обетованной» нет. Надрывно и всерьез сделан самый знаменитый сатиновский монолог о том, что «человек – вот правда». Режиссер не снижает его пафос. Здесь о человеке говорит человек (у него в руках бутылка, но это неважно), а не в стельку пьяное полуживотное: так было в знаменитом спектакле Г. Волчек в «Современнике», где Е. Евстигнеев грубо вытирал рукавом под носом и вещал о том, что же все-таки «звучит гордо».

В едва зеленоватом свете Актер говорит о себе от третьего лица: повесился. Никто не винит, что он «испортил песню»: и Высоцкого не испортить, и винить здесь некого – эта простая мысль оказывается самой ценной в спектакле.
Новая Сибириада, Коммерсант-Стиль, 29.06.2017
Русал привез в Саяногорск артистов молодежного МХАТа, Первое городство телевидение Саяногорска, 26.06.2017
Молодой МХАТ на иркутской сцене, Областная газета (Иркутск), 7.06.2017
Театральный экстаз, «Причулымский вестник» (г. Ачинск), 13.05.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Отсебятина (Ярославль), 27.04.2017
Колыбельная Распутина, Аргументы недели, 30.03.2017
Высокий средний уровень, Русский репортер, 29.03.2017
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015