РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| миг между прошлым и будущим: “до и после” на фестивале территория |

Миг между прошлым и будущим: “До и после” на фестивале ТЕРРИТОРИЯ

Анна Банасюкевич, Ревизор.Ру, 28.10.2016
Хочется надеется, что октябрьские показы не были разовой акцией, и спектакль, в котором театр делает возможным встречу двух разных поколений, совсем юных и самых пожилых, станет репертуарным.
В некоторых материалах, предварявших премьеру, много говорилось о социальном значении проекта. Все это так – во всяком случае, наверняка, старики из артистического мира, подопечные фонда “Артист”, были рады вниманию и интересу со стороны своих, условно говоря, сценических преемников. Но все-таки о “До и после”, собравшем впечатляющую команду (режиссер Дмитрий Брусникин, драматург Михаил Дурненков, художник Ксения Перетрухина, режиссер-документалист Денис Клеблеев, играют студенты мастерской Брусникина в Школе-студии МХАТ, 2 курс), хочется говорить, в первую очередь, как о явлении именно театральном. О пространстве, текстах, существовании актеров, смыслах, ситуации, в которой оказывается зритель.

Играют в Новом пространстве Театра наций – два этажа просторных залов под кирпичными сводами. Эта текучесть подхвачена джазовой музыкой, несколько студентов сколотили небольшой оркестрик (сразу вспоминаешь группу “Постанова” с предыдущего “призыва” брусникинцев – музыка в этой мастерской как талисман и свойство жизни). С самого начала настраиваешься, с одной стороны, на игру: слетевшиеся из разных углов совсем юные мальчики и девочки выстраиваются в подобие хора, хотя в их интонациях и порывистости есть что-то цирковое, клоунское.

Вся прелюдия такова – в дурашливой манере объясняют, пропевают правила игры, настаивают – главное, не торопиться, не толкаться. От этой манеры становится ясно – да, речь про стариков, но давить тяжелым документализмом нас не будут, насилия, в том числе, эмоционального, не предвидится. Еще понимаешь – по спектаклю можно гулять, он, спектакль, не только там, где говорят текст (актеры работают в отдельных тесных деревянных боксах, в таких легких, хлипких времянках), но и везде: в одном из залов стоит длинный стол, можно присесть, попить чай, а рядом сидят артисты, заботливо предлагают подлить, иерархии нет.

Еще очень важное свойство – тонкий, противоречивый баланс между интимностью и публичностью. Заходишь в одну из таких кабинок (на каждой, как в коммуналке, несколько звонков и подписаны фамилии), и, вроде бы, теснота и близкое соседство с актером приобщают тебя к частному, но из соседних комнаток доносятся обрывки других историй, слышны голоса зрителей, ожидающих следующего “сеанса”. Такой театр не сужает искусственно большой мир до локальной истории, не выстраивает систему приоритетов, ты чувствуешь какую-то неостановимость, тотальность жизни. В какой-то степени это ощущение бесконечности – в противоречии с тем ощущением конца и необратимости, которое, с разной силой, сквозит во многих монологах спектакля.

Всего таких историй (монологов или диалогов) – шестнадцать, но за спектакль каждый из зрителей успеет послушать пять или того меньше. Это тоже выбор – почаще попадать в комнатки или предаться созерцанию неторопливого движения зрителей и актеров, послушать общий задумчивый гул, различая порою отдельные реплики. Спектакль как будто бы отучает нас от внятного целеполагания, от погони за зрительской выгодой, от желания услышать-увидеть побольше, все объять. “До и после” – про необъятность: жизни, опыта, человека, даже одного.

В тексте (вербатим добывали сами студенты, под руководством Михаила Дурненкова, собиравшего интервью в пьесу), как и в самом устройстве спектакля, нет иерархичности, нет тематической очевидности: вот здесь про театр, вот здесь про любовь, вот здесь про сегодняшнюю жизнь и старость. Здесь нет и следа опросника – кажется, что каждый из персонажей (все – актеры, режиссеры, работники театральных цехов, всем за восемьдесят или около того) сам выговаривает свою тему, проговаривается, зацикливается на важном. Майя Ивашкевич (старейшую актрису театра Гоголя, кстати, еще совсем недавно можно было видеть в спектакле “Елка у Ивановых” Дениса Азарова; в спектакле “До и после” ее играет юная Мария Лапшина), рассказывая, вроде, о разном, все кружит вокруг одних и тех же, неразрешенных вопросов: так ли прожила жизнь, была ли права, в любви, в театре, есть ли чувство вины за другого, не выбранного, или это только сожаление. 

Монолог Нины Тирской, актрисы Магаданской оперетты, – страшноватый, рваный, актриса, представляющая ее в спектакле, как будто выталкивает из себя слова, выстреливает ими, от ее цепкого взгляда исподлобья чувствуешь себя неуютно. Много говорит про детство: “куколки у меня не было”. Вроде бы, нет в ее тексте чего-то по-настоящему страшного (а в жизни, наверняка, было), но чувствуется надлом, какие-то счеты к прошлому.

Из пяти попавшихся мне историй лишь одна была на двоих: Богдан Кибаляк и Эва Мильграм пригласили в гости к актеру Андрею Майорову и арфистке Марине Смирновой. История получилась не столько про каждого, хоть и рассказывают они, как жили до встречи. История – про отношения, про то, как проживают пятый десяток своей совместной жизни, про каждый обычный день в этой квартире. Пафоса нет совсем, это вообще не пафосный спектакль, но по-настоящему трогательный. Это получается еще и счет работы актеров: в мягкой и деликатной иронии которых чувствуется какая-то подлинная трепетность по отношению к своим великовозрастным героям, честная попытка приблизиться к пониманию того, что пока, в силу возраста, они могут только интуитивно угадывать.

Очень заметно в текстах историй какая-то осознанная потребность старших коллег в диалоге с молодыми, некоторая спешка в желании поделиться опытом, предостеречь. Наверное, это чувство ответственности, а не одно лишь одиночество. Важно, что в спектакле остались следы от самого процесса интервьюирования, и эта коммуникация, это нащупывание друг друга – и есть, собственно, предмет исследования спектакля.
Старикам тут место, Такие дела, 17.03.2017
Здесь и сейчас, Кристина Матвиенко, Colta.Ru, 7.03.2017
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015