РЕКТОР ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ — ИГОРЬ ЗОЛОТОВИЦКИЙ

Адрес: Тверская улица, дом 6, стр. 7.
Телефоны: +7 495 629-39-36 (учебный отдел)
+7 495 629-32-13 (ректорат), + 7 495 629-86-56 (касса)
E-mail: public@mxat-school.ru

| «сашенька, как мы скучаем по тебе…» |

«Сашенька, как мы скучаем по тебе…»

Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Екатерина Омецинская

XII всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров» им. А. М. Володина завершился вручением одноименной премии Алисе Фрейндлих, первой исполнительнице роли Дульсинеи в одноименной пьесе самого ленинградского из всех петербургских драматургов.

Сегодня кажется, что Володинский фестиваль существовал в нашем городе всегда, и трудно поверить, что Александра Моисеевича нет с нами уже 15 лет. Но лирическая, искренняя володинская нота, присутствующая в его прозаических и стихотворных произведениях, до сих пор является камертоном для распознавания «своих». Чувствуют ее и умеют передать (даже в постановках по современным пьесам) избранные режиссеры и актеры, из творений которых ежегодно формируется программа «Пяти вечеров». Нота эта задает и определяет атмосферу фестиваля. Думается, что и сам Володин, которому были чужды помпезность и снобизм, остался бы доволен тем домашним, демократичным духом, которым славятся «Вечера».

Александра Моисеевича и его эпоху здесь вспоминали на каждом шагу. В большом фойе театра «На Литейном», партнера фестиваля, была развернута «музейная экспозиция» памяти Володина. Из подлинных и нарисованных на обрывках картона предметов мебели был составлен кабинет драматурга. На полотнищах оберточной бумаги красовались володинские абрисы и строки. Тут же работал знаменитый советский буфет, в витрине которого пестрели банки с бычками и килькой в томате, а декольтированная буфетчица Клава, привычно покрикивая из-за стойки на очередь, разливала в граненые стаканы томатный и яблочный соки. Впрочем, были и напитки покрепче, закусывать которые предлагалось бутербродами с «Докторской» колбасой. Но главной, конечно же, на протяжении пяти вечеров являлась пища духовная.

В Петербург приехали коллективы из Москвы, Новокуйбышевска, Томска, Нягани. По словам арт-директора фестиваля Марины Дмитревской, в этом году главенствовала военная тематика спектаклей. Впрочем, явный милитаристский или антивоенный уклон в постановках углядеть было трудно, скорее, все спектакли объединила женская тема. И вовсе не касались военной проблематики два спектакля из шести: претендующий в пяти номинациях на национальную театральную премию «Золотая маска» светлый и нежный спектакля «Таня-Таня» (реж. Денис Бокурадзе, театр-студия «Грань», Новокуйбышевск) и безоговорочная премьера – постановка «Дульсинея» (реж. Кирилл Семин, Небольшой драматический театр, Петербург). Как сказал директор фестиваля Виктор Рыжаков, возможно, спектакль Семина положил начало новой традиции – «Премьера на фестивале „Пять вечеров“. Сбудется ли это предсказание, узнаем через год.

Столичный спектакль „Несовременный концерт“, которым 6 февраля открылся фестиваль, целиком был посвящен поколению Володина, прошедшему Великую Отечественную войну. Режиссура Виктора Рыжакова заставила молодых ребят, студентов Школы-студии МХАТ, преобразиться в пожилых людей разного возраста и характера на фоне мелькающей на заднике военной и мирной хроники. Родилась эта постановка из обычного учебного задания, за основу которого студенты должны были взять реальные судьбы реальных стариков. Но ни трагедизации, ни назидания в спектакле, вобравшем в себя также инсценированные обрывки популярных советских кинолент, нет: есть лишь настоящие, живые люди, умеющие держать удар и жить, не отчаиваясь, наперекор обстоятельствам.

Томский ТЮЗ и режиссер Дмитрий Егоров представили спектакль „Победители“, родившийся из прозы Светланы Алексиевич. Относиться к книгам „У войны не женское лицо“ и „Цинковые мальчики“ можно по-разному, но не признать, что они оказывают сильное впечатление при первом (и часто последнем же) знакомстве, невозможно. Однако инсценировать монологи, из которых состоят сборники Алексиевич, непросто, потому и поиск режиссерского решения оказался непростым: зрителя „брал за живое“ скорее текст в жестокой выборке, нежели постановочные ходы или игра актеров.

Пяти задуманных изначально вечеров оказалось мало, чтобы все желающие смогли увидеть заявленные в программе спектакли: каждый из них был сыгран по нескольку раз за один вечер. Но и на дополнительных показах яблоку негде было упасть: зрители сидели прямо на полу – в проходах. Не было отбоя от зрителей и на читках, проходивших на Малой сцене тетра „На Литейном“. Впервые прозвучали новые пьесы Юлии Поспеловой, Алены Шварц, Елены Шахновской, Анастасии Букреевой, Ульяны Гицаревой, Екатерины Мавроматис, Юлии Тупикиной, которые затрагивали порой совсем не женские темы.

Из режиссерских эскизов, предъявляемых каждый год в ходе читок, вырос уже не один полноценный фестивальный спектакль. Нынче была показана постановка Рыжакова и столичного Центра им. Всеволода Мейерхольда „Саша, вынеси мусор“ по пьесе Натальи Ворожбит, входившей в программу прошлого года. Это история, полная иронии, полувыдумка-полуреальность. Она знакомит зрителей с вдовой и падчерицей украинского офицера. Он умер в мирной жизни, но собирается вновь встать в строй, чтобы защищать родину. Горе и радость, жизнь и смерть, поминки и рождение детей – все смешалось здесь, все легло на женские плечи. И слова героя, незримо присутствующего в жизни героинь, – „Без девочек все не имеет смысла“ – прямо указывают на женскую тему фестиваля.

Героиня-девочка волнует и воображение Вадима, персонажа спектакля „Можно попросить Нину“ Няганского детского музыкально-драматического театра. Режиссер Роман Каганович выстраивает свой небольшой спектакль на основе фантастики Кира Булычева, придумавшего, что из нашего времени можно позвонить в блокадное прошлое Ленинграда. Впрочем, у Володина, нежно-уважительно относившегося к слабому полу, женщина всегда была главным действующим лицом…

Героиней всего фестиваля тоже стала женщина – Алиса Бруновна Фрейндлих, первой сыгравшая в 1973 году на сцене Театра им. Ленсовета знаменитую Альдонсу в спектакле „Дульсинея Тобосская“. 10 февраля, в день закрытия фестиваля и день рождения Александра Моисеевича, народной артистке вручили бронзовую статуэтку драматурга. Приняв ее, Фрейндлих оборотилась к видеоизображению Володина на экране: „Сашенька, как мы скучаем по тебе…“ И в этих словах были щемящая тоска по володинской ноте, по атмосфере любви и преклонения, желание слушать и быть услышанной, тоска, которой для утоления недостаточно пяти вечеров в год. Но делать нечего – придется ждать следующего фестиваля…
Король Лир оценен на отлично, Вечерняя Москва, 22.02.2017
Вся жизнь в искусстве, КультМск, 10.02.2017
«До и после» сцены, Светлана Наборщикова, Известия, 31.01.2017
Брусникинцы пригласили на чай, Алексей Аджубей, Независимая газета, 31.01.2017
Горький. Дно. Высоцкий, Ревизор.Ру, 28.01.2017
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Все премии ведут в Рим, Российская газета, 16.10.2016
«Горький. Дно. Высоцкий», Свободная пресса, 15.09.2016
Антон Гетман: «Второй Большой театр строить не буду», Екатерина Васенина, Новая газета, 24.08.2016
Дмитрий Брусникин: «Не может быть традиционного театра», Петербургский театральный журнал, 22.08.2016
Пазл из слоновой кости, КоммерсантЪ, 22.07.2016
Опера за горизонтом, Алена Карась, Российская газета, 20.07.2016
«Всегда стараюсь оставлять форму открытой», КоммерсантЪ — Воронеж, 16.06.2016
Студийцы МХАТа подмигнули Сталину, Российская газета, 14.06.2016
«Бронзоветь — это не интеллигентно», Т. Владимирова, КоммерсантЪ — Lifestyle, 8.06.2016
О старости – с любовью и без грусти, Республика Татарстан, 6.06.2016
Мир под названием «Молодость», Эксперт Татарстан, 6.06.2016
Ольга Привольнова: «Вот люди, вот поезд, и что нам вместе дальше делать», Школа документального кино Марины Разбежкиной, 27.02.2016
«Сашенька, как мы скучаем по тебе…», Санкт-Петербургские ведомости, 15.02.2016
Чужая жизнь, Алексей Гончаренко, Лучший из миров, 2.02.2016
Игра с документом, Кристина Матвиенко, Лучший из миров, 2.02.2016
«Ответственность перед зрительным залом мобилизует», Ольга Егошина, Новые Известия, 2.02.2016
Молодые таланты МХАТа, Патриоты Нижнего, 13.01.2016
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
«Началось новое удушение», Радио «Свобода», 13.12.2015
Постигая секреты магического языка, Литературная Россия, 20.11.2015
Дифирамб: Евгений Писарев, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 11.10.2015
Театр для жителей города, Мослента, 15.09.2015
Заметка о любви, Театрон, 14.09.2015
«В театре главное, чтобы все было про человека», Андреа Поркедду, Новые известия, 21.07.2015
Пространство сновидения, Экран и сцена, 16.07.2015
МХАТ с доставкой на дом, Мичуринская мысль, 3.07.2015
Эта дорога ведет к театру?, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.07.2015
«Побеждает разум, а не мракобесие», Иркутский репортер, 30.06.2015
Времени нет, Восточно-Сибирская правда, 26.06.2015
На московскую сцену можно подняться в Иркутске, Телекомпания „Аист“, Иркутск, 25.06.2015
Поступай как знаешь, ТеатрAll, 19.06.2015
Не радужное прошлое, Театрал, 16.06.2015
Переворот сознания, Театрал, 16.06.2015
Кристальный слон, Сигма, 10.06.2015
«Без тебя скучно!», Новые известия, 9.06.2015
Топ-5 спектаклей июня, The Vanderlust, 3.06.2015
Отзыв. Отклик. Ну, как-то так…, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 3.06.2015
Другое Волоколамское шоссе…, Истринские Вести, 24.05.2015
Между прошлым и будущим, Литературная Россия, 22.05.2015
Prigov's Works Put The'Revolt' Into Revolution, Джон Фридман, The Moscow News, 20.05.2015
"Уж какая тут свобода…, Анна Банасюкевич, ПТЖ, 10.03.2015
Дифирамб с Игорем Золотовицким, Ксения Ларина, Эхо Москвы, 8.03.2015
Маска из глины, Start Up СТД РФ, 13.02.2015
Переворот, Татьяна Лисина, Русский журнал, 31.01.2015
Плач по Конармии и земле, Санкт-Петербургские ведомости, 26.01.2015
Культурная «Революция», Кира Владина, Ваш досуг, 19.01.2015
Музыка революции, Рабкор, 18.01.2015
Фолкнер. Тишина, OpPeople, 11.01.2015
От топота копыт, Камила Мамадназарбекова, Лехаим, 9.01.2015